Саббатини, Пьетро Паоло
1598 - 1660

Назад

Pietro Paolo Sabbatini

  • Дата рождения: 1598–1599 годы
  • Место рождения: Рим, Италия
  • Дата смерти: 24 ноября 1660 года
  • Место смерти: Рим, Италия

Биография

Пьетро Паоло Саббатини — итальянский композитор и педагог эпохи раннего барокко. Неизвестно, состоял ли он в родстве с Галеаццо Саббатини. По всей видимости, всю жизнь провел в Риме. В юности, вероятно, был хористом и в 1614 году появился в аллегорической роли «Этà дель Оро» («Золотой век») в опере «L'Amor pudico» («Стыдливая любовь»), исполненной в Палаццо делла Канчеллерия. Занимал пост капельмейстера в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези с февраля 1629 года по 30 апреля 1631 года. Это, по-видимому, была его единственная штатная должность, хотя он также исполнял обязанности капельмейстера по праздничным дням в нескольких римских учреждениях, не содержавших постоянного хора, включая Пантеон (между 1623 и 1641 годами), церковь Конвертите (между 1628 и 1633 годами) и Арчиконфратернита делла Морте э Орационе (в 1628 году). Также он был нанят гражданами города Пенне в Абруццо для сочинения музыки к их юбилейной процессии в собор Святого Петра в 1650 году.

Значительную часть дохода ему приносило преподавание: в своей книге 1650 года, включающей инструкции по игре на бассо континуо для начинающих, он именует себя «professore di musica» («профессор музыки»); музыка из сборника «Il quarto de villanelle» была собрана для публикации одним из его учеников, Пьетро Сими, и посвящена другому ученику, Джироламо Косчи; его книга 1641 года включает трио другого ученика, Дж.Д. Рутулини; Данте Адонато и Симон Корси, каждый из которых представлен одной песней в сборнике «Il terzo», также, вероятно, были его учениками. С 6 января 1652 года и до своей смерти он занимал должность «bidello puntatore» (смотрителя и регистратора) в Римском университете. Он сочинил quite большое количество музыки, большая часть которой утеряна; несколько его сборников были переизданы при жизни. Его сохранившееся наследие состоит в основном из коротких строфических песен, как духовных, так и светских. Его сборник 1630 года, напротив, содержит музыку для двойного хора и органа. «Intermedii spirituali» («Духовные интермедии») — набор из трех диалогов для солистов и хора — вероятно, были написаны для исполнения в церкви или оратории Санта-Мария-делль-Орационе-э-Морте и могли ставиться с костюмами и актерской игрой.

Творчество

Творчество Саббатини преимущественно связано с жанром вилланеллы — светской или духовной песни, часто с чертами фольклора. Его стиль характеризуется простотой и ясностью формы, что делало его музыку популярной и доступной для исполнения. Как педагог, он сыграл значительную роль в обучении continuo и практике игры на испанской гитаре, о чем свидетельствуют его теоретические работы и публикации с буквенной нотацией для гитары (alfabeto).

Произведения

Духовная музыка

  • «Intermedii spirituali … libro primo», Op. 9 («Духовные интермедии … Книга первая») (1628)
  • «Psalmi, Magnificat cum 4 antiphonis ad Vespera, cum letaniis B. virginis, liber primus», 8vv, bc (org), Op. 12 («Псалмы, Magnificat с 4 антифонами к вечерне, с литаниями Пресвятой Девы, Книга первая») (1630)
  • «Canzoni spirituali … libro secondo», 1–3vv, bc, Op. 13 («Духовные канцоны … Книга вторая») (1640)
  • «Villanelle spirituali, in diversi stili … libro quarto», 1–2vv, bc, Op. 20 («Духовные вилланеллы, в разных стилях … Книга четвертая») (1657)
  • «Ariette spirituali, in diversi stili … libro quinto», 1–3vv, bc, Op. 21 («Духовные ариетты, в разных стилях … Книга пятая») (1657)
  • «Linguae ardentes», motet («Пылающие языки», мотет)

Светская музыка

  • «Il sesto [libro]», 1–3vv, Op. 8 («Шестая [книга]») (Браччано, 1628)
  • «Il terzo [libro de villanelle]», 1–3vv («Третья [книга вилланелл]») (1631?)
  • «Il quarto [libro] de villanelle», 1–3vv («Четвертая книга вилланелл») (1631)
  • «Varii caprici: canzonette … con l’alfabeto della chitarra spagnola … libro settimo», 1, 3vv, Op. 14 («Разные капризы: канцонетты … с буквенной табулатурой для испанской гитары … Книга седьмая») (1641)
  • «Prima scelta di villanelle, delli dieci libri … con l'alfabeto della chitarra spagnola», 1v («Первый выбор вилланелл из десяти книг … с буквенной табулатурой для испанской гитары») (1652)
  • «Seconda scelta di villanelle, delli dieci libri … con l'alfabeto della chitarra spagnola», 1v («Второй выбор вилланелл из десяти книг … с буквенной табулатурой для испанской гитары») (1652)
  • «Prima scelta di villanelle … con le lettere accomodate alla chitarra spagnola» («Первый выбор вилланелл … с буквами, приспособленными для испанской гитары») (1652)

Теоретические труды

  • «Toni ecclesiastici colle sue intonationi, all'uso romano: modo per sonare il basso continuo, chiavi corrispondenti all'altre chiavi generali, et ordinarie … libro primo», Op. 18 («Церковные тоны с их интонациями, в римском обычае: способ игры бассо континуо, ключи, соответствующие другим общим и обычным ключам … Книга первая») (1650)

© baroquemusic.ru