Саббатини, Пьетро Паоло
1598 - 1660
Назад
Pietro Paolo Sabbatini

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Пьетро Паоло Саббатини — итальянский композитор и педагог эпохи раннего барокко. Неизвестно, состоял ли он в родстве с Галеаццо Саббатини. По всей видимости, всю жизнь провел в Риме. В юности, вероятно, был хористом и в 1614 году появился в аллегорической роли «Этà дель Оро» («Золотой век») в опере «L'Amor pudico» («Стыдливая любовь»), исполненной в Палаццо делла Канчеллерия. Занимал пост капельмейстера в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези с февраля 1629 года по 30 апреля 1631 года. Это, по-видимому, была его единственная штатная должность, хотя он также исполнял обязанности капельмейстера по праздничным дням в нескольких римских учреждениях, не содержавших постоянного хора, включая Пантеон (между 1623 и 1641 годами), церковь Конвертите (между 1628 и 1633 годами) и Арчиконфратернита делла Морте э Орационе (в 1628 году). Также он был нанят гражданами города Пенне в Абруццо для сочинения музыки к их юбилейной процессии в собор Святого Петра в 1650 году.
Значительную часть дохода ему приносило преподавание: в своей книге 1650 года, включающей инструкции по игре на бассо континуо для начинающих, он именует себя «professore di musica» («профессор музыки»); музыка из сборника «Il quarto de villanelle» была собрана для публикации одним из его учеников, Пьетро Сими, и посвящена другому ученику, Джироламо Косчи; его книга 1641 года включает трио другого ученика, Дж.Д. Рутулини; Данте Адонато и Симон Корси, каждый из которых представлен одной песней в сборнике «Il terzo», также, вероятно, были его учениками. С 6 января 1652 года и до своей смерти он занимал должность «bidello puntatore» (смотрителя и регистратора) в Римском университете. Он сочинил quite большое количество музыки, большая часть которой утеряна; несколько его сборников были переизданы при жизни. Его сохранившееся наследие состоит в основном из коротких строфических песен, как духовных, так и светских. Его сборник 1630 года, напротив, содержит музыку для двойного хора и органа. «Intermedii spirituali» («Духовные интермедии») — набор из трех диалогов для солистов и хора — вероятно, были написаны для исполнения в церкви или оратории Санта-Мария-делль-Орационе-э-Морте и могли ставиться с костюмами и актерской игрой.
Творчество Саббатини преимущественно связано с жанром вилланеллы — светской или духовной песни, часто с чертами фольклора. Его стиль характеризуется простотой и ясностью формы, что делало его музыку популярной и доступной для исполнения. Как педагог, он сыграл значительную роль в обучении continuo и практике игры на испанской гитаре, о чем свидетельствуют его теоретические работы и публикации с буквенной нотацией для гитары (alfabeto).
Духовная музыка
Светская музыка
Теоретические труды
© baroquemusic.ru