Саббатини, Луиджи Антонио
1732 - 1809
Назад
Luigi Antonio Sabbatini

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Луиджи Антонио Саббатини — итальянский теоретик музыки, композитор и педагог эпохи позднего барокко и классицизма. Уроженец Альбано-Лациале, он получил основательное музыкальное образование еще в юности, о чем свидетельствует его сочинение «Benedictus sit Deus» («Благословен Бог») для двух голосов и бассо континуо, датированное его 13-летним возрастом. Предположительно, его учеба у знаменитого падре Джованни Баттиста Мартини в Болонье совпала с его восьмилетним пребыванием в монастыре Сан-Франческо. Хотя Эйтнер утверждал, что Саббатини вступил во францисканский орден около 1759 года, большинство других источников указывают на начало 1750-х годов. Обширная переписка с Мартини (202 письма, написанные между 1764 и 1784 годами) показывает, что к 1764 году он уже не был учеником маэстро.
28 ноября 1767 года Саббатини получил пост maestro di cappella в коллегиальной церкви Сан-Барнаба в Марино, близ своего родного города. Его дружба с кардиналом-францисканцем Ганганелли (будущим папой Климентом XIV), вероятно, помогла ему занять эту должность, а также получить в 1772 году пост в базилике Святых Апостолов в Риме. Позднее, уже в Падуе, после смерти знаменитого теоретика Франческо Антонио Валлотти, Саббатини был единогласно избран его преемником на посту maestro di cappella в базилике Святого Антония 22 апреля 1786 года и занимал эту должность до своей смерти. В мае 1807 года он был избран членом музыкального отделения Итальянской академии.
Всё известное музыкальное наследие Саббатини — духовное. Часть его произведений написана в современном ему оркестровом сопровождением стиле, другая — в строгом учёном стиле с использованием cantus firmus или строгих контрапунктических устройств, таких как канон и фуга. При жизни была опубликована лишь его короткая пьеса «Atto di contrizione» («Акт сокрушения») для двух сопрано и continuo. Однако в 1803 году он опубликовал издание псалмов Бенедетто Марчелло «Estro poetico-armonico» («Поэтико-гармоническое вдохновение»).
Главная заслуга Саббатини заключается в его теоретических трудах, которые ставят его в один ряд с Каллегари, Валлотти и Тартини как важнейшего теоретика Падуанской школы. Его интерес к их работе выразился, в частности, в копировании трактата Каллегари. Его рукописный «Trattato di contrappunto» («Трактат о контрапункте») объясняет теорию «terzo suono» Тартини и теорию обращения аккордов Каллегари и Валлотти. Изучение наследия Валлотти вылилось в биографический очерк, опубликованный в 1780 году, и в его самый важный трактат «Trattato sopra le fughe musicali» («Трактат о музыкальных фугах»), где он проанализировал так называемые реальные, тональные и имитационные фуги Валлотти с помощью двух-, трех- и четырехголосных примеров.
В отличие от других падуанских теоретиков, Саббатини интересовался элементарным музыкальным образованием детей. В 1789–1790 годах он опубликовал «Elementi teorici della musica» («Теоретические основы музыки») с многочисленными дуэтами и трио для начинающих. Несмотря на некоторую критику, метод был одобрен современниками и переиздан, а музыкальные примеры из него были отдельно опубликованы в Париже как «Solfèges ou leçons élémentaires de musique» («Сольфеджио или элементарные уроки музыки»).
Духовная музыка
Теоретические труды
Ноты сочинений Луиджи Антонио Саббатини на сайте библиотеки IMSLP