Саббатини, Галеаццо
1597 - 1662

Назад

Galeazzo Sabbatini

  • Дата рождения: 1597 год (предположительно)
  • Место рождения: Пезаро, Италия
  • Дата смерти: 6 сентября 1662 года
  • Место смерти: Пезаро, Италия

Биография

Галеаццо Саббатини — итальянский композитор и теоретик эпохи барокко. Неизвестно, состоял ли он в родстве с другим композитором, П.П. Саббатини. Его музыкальное образование проходило под руководством Винченцо Пеллегрини, который в то время был каноником собора в Пезаро. В 1626 году Саббатини сам был избран на эту должность и занимал ее до 1630 года. С 1630 по 1639 год он служил maestro di cappella при дворе герцога Мирандолы. В 1641 году он снова вернулся в собор Пезаро в качестве каноника. В промежутке, вероятно, жил в Бергамо, так как в 1639 году рассматривался кандидатом на пост капельмейстера в базилике Санта-Мария-Маджоре, однако церковные власти отклонили его кандидатуру. Совершал поездки в Рим в 1652–1653 и 1657–1659 годах.

Творчество

В своем церковном творчестве, состоящем в основном из мотетов, Саббатини отдавал предпочтение небольшим концертирующим составам, а его последний сборник и вовсе содержит сочинения для солирующего голоса. Большинство произведений из сборника «Sacrae laudes» 1626 года — это мотеты для дуэтов и трио с генерал-басом. Пьесы для четырех и пяти голосов несколько фрагментарны по текстуре и обыденны в контрапунктическом отношении. В то время как Саббатини, казалось, не интересовался структурными рефренами и не следовал модной тенденции к использованию тройного размера, его басовые партии интересны и в основном медленно движущиеся, а мелодии варьируются от простого изложения до декламационной орнаментики, часто расцветая в кульминации в конце пьесы. В своих мадригалах он также показывает предпочтение малым составам. Его последние два сборника включают некоторые пьесы с партиями струнных, большинство из которых принадлежат к жанру строфической канцонетты. Одна из них (1630) предваряется сонатой, которая также предназначена для исполнения в качестве ритурнели; другая (1636) основана на популярном basso ostinato. Собственно мадригалы содержат развитые вокальные линии, подобные тем, что встречаются в мотетах Саббатини.

Саббатини был также и теоретиком: он опубликовал руководство по игре по бассо континуо и был высоко оценен Атанасиусом Кирхером за свои научные познания в музыке; это относилось к разработанному им методу настройки, в котором тон делился на пять частей.

Произведения

Духовная музыка

  • «Sacrae laudes», Op. 3 (1626), для 2–5 голосов и basso continuo
  • «Sacrarum laudum», Op. 7 (1637), для 3–5 голосов и basso continuo
  • «Deiparae virginis laudes», Op. 8 (1638), для 3–6 голосов
  • «Sacrae lodi: concerti», Op. 9 (1640), для 1 голоса и basso continuo
  • Мотеты в различных антологиях (1628, 1638, 1641, 1642, 1646)
  • Одна месса в сборнике Р. Скарселли «Sacrarum modulationum» (1637)

Светская музыка

  • «Il primo libro di madrigali … concertati», Op. 1 (1625)
  • «Il secondo libro di madrigali concertati», Op. 2 (1626)
  • «Madrigali concertati», Op. 4 (1627)
  • «Madrigali concertati», Op. 5 (1630)
  • «Madrigali concertati», Op. 6 (1636)
  • Отдельные мадригалы в сборниках

Теоретические работы

  • «Regola facile e breve per sonare sopra il basso continuo nell’organo, manacordo o altro simile stromento» (1628)

Ноты сочинений Галеаццо Саббатини на сайте библиотеки IMSLP