Саббатини, Галеаццо
1597 - 1662
Назад
Galeazzo Sabbatini

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Галеаццо Саббатини — итальянский композитор и теоретик эпохи барокко. Неизвестно, состоял ли он в родстве с другим композитором, П.П. Саббатини. Его музыкальное образование проходило под руководством Винченцо Пеллегрини, который в то время был каноником собора в Пезаро. В 1626 году Саббатини сам был избран на эту должность и занимал ее до 1630 года. С 1630 по 1639 год он служил maestro di cappella при дворе герцога Мирандолы. В 1641 году он снова вернулся в собор Пезаро в качестве каноника. В промежутке, вероятно, жил в Бергамо, так как в 1639 году рассматривался кандидатом на пост капельмейстера в базилике Санта-Мария-Маджоре, однако церковные власти отклонили его кандидатуру. Совершал поездки в Рим в 1652–1653 и 1657–1659 годах.
В своем церковном творчестве, состоящем в основном из мотетов, Саббатини отдавал предпочтение небольшим концертирующим составам, а его последний сборник и вовсе содержит сочинения для солирующего голоса. Большинство произведений из сборника «Sacrae laudes» 1626 года — это мотеты для дуэтов и трио с генерал-басом. Пьесы для четырех и пяти голосов несколько фрагментарны по текстуре и обыденны в контрапунктическом отношении. В то время как Саббатини, казалось, не интересовался структурными рефренами и не следовал модной тенденции к использованию тройного размера, его басовые партии интересны и в основном медленно движущиеся, а мелодии варьируются от простого изложения до декламационной орнаментики, часто расцветая в кульминации в конце пьесы. В своих мадригалах он также показывает предпочтение малым составам. Его последние два сборника включают некоторые пьесы с партиями струнных, большинство из которых принадлежат к жанру строфической канцонетты. Одна из них (1630) предваряется сонатой, которая также предназначена для исполнения в качестве ритурнели; другая (1636) основана на популярном basso ostinato. Собственно мадригалы содержат развитые вокальные линии, подобные тем, что встречаются в мотетах Саббатини.
Саббатини был также и теоретиком: он опубликовал руководство по игре по бассо континуо и был высоко оценен Атанасиусом Кирхером за свои научные познания в музыке; это относилось к разработанному им методу настройки, в котором тон делился на пять частей.
Духовная музыка
Светская музыка
Теоретические работы
Ноты сочинений Галеаццо Саббатини на сайте библиотеки IMSLP