Сабадини, Бернардо
1640 - 1718
Назад
Bernardo Sabadini

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Бернардо Сабадини — итальянский композитор и органист эпохи барокко, принадлежавший к духовному сословию. Согласно либретто его оратории «I disegni della divina sapienza» («Замыслы Божественной мудрости»), он был венецианцем. С 1662 по 1672 год занимал пост маэстро инструментальной музыки (maestro d’istrumenti) и ассистента Иоганна Розенмюллера в венецианском Оспedale della Pietà (Приюте Пиеты). Возможно, именно он упоминается как дон Бернардино Сабатини, певший в соборе Урбино в декабре 1673 года.
1 июля 1681 года Сабадини был назначен органистом при дворе Фарнезе в Парме, а 1 марта 1689 года стал главным капельмейстером (maestro di cappella). С февраля 1689 года он также был органистом и резидентом герцогской церкви, а с 1692 года — официально утвержден в должности капельмейстера. В январе 1711 года он получил бенефиций (церковный доход) при этой церкви.
Как придворный композитор, с 1686 по 1700 год Сабадини отвечал за музыкальную подготовку опер, ставившихся в театрах Пармы (Театро Дукале) и Пьяченцы (Нуово Театро Дукале), сотрудничая с придворными поэтами Лотто Лотти, Аурелио Аурели и Джованни Таманьи. В создании спектаклей участвовали лучшие мастера: Фердинандо Галли-Бибьена (сценография), Федерико Кривелли (хореография) и Гаспаро Торелли (костюмы). Благодаря этой команде герцог Рануччо II Фарнезе поднял уровень придворных оперных зрелищ до высот ведущих музыкальных центров Италии. Кульминацией этого проекта стало празднование брака Одонардо II Фарнезе в 1690 году, для которого Сабадини, названный «героическим композитором нашего времени», написал оперы "La gloria d’Amore" («Слава любви») и "Il favore degli dei" («Благоволение богов»).
Творческое наследие Сабадини делится на оригинальные сочинения и адаптации произведений, впервые поставленных в других городах (в основном в Венеции). Его арии мелодичны и мастерски сконструированы. Он был одним из немногих композиторов своего региона, кто писал виртуозные партии не только для певцов, но и для инструментов генерал-баса, особенно для виолончели обблигато. Известен случай, когда он сочинил целую новую сцену, чтобы accommodate приезжего виртуоза-арфиста. В поздние годы его оперы ставились за пределами герцогства — в Турине, Риме, Генуе и Павии. Герцог Франческо II Моденский приобрел 11 сборников арий из постановок в Парме и Пьяченце до 1692 года; именно в этих антологиях сохранилась большая часть музыки Сабадини.
Ноты сочинений Бернардо Сабадини на сайте библиотеки IMSLP