Сабадини, Бернардо
1640 - 1718

Назад

Bernardo Sabadini

  • Дата рождения: неизвестна (предположительно Венеция)
  • Место рождения: Венеция (предположительно)
  • Дата смерти: 26 ноября 1718 года
  • Место смерти: Парма

Биография

Бернардо Сабадини — итальянский композитор и органист эпохи барокко, принадлежавший к духовному сословию. Согласно либретто его оратории «I disegni della divina sapienza» («Замыслы Божественной мудрости»), он был венецианцем. С 1662 по 1672 год занимал пост маэстро инструментальной музыки (maestro d’istrumenti) и ассистента Иоганна Розенмюллера в венецианском Оспedale della Pietà (Приюте Пиеты). Возможно, именно он упоминается как дон Бернардино Сабатини, певший в соборе Урбино в декабре 1673 года.

1 июля 1681 года Сабадини был назначен органистом при дворе Фарнезе в Парме, а 1 марта 1689 года стал главным капельмейстером (maestro di cappella). С февраля 1689 года он также был органистом и резидентом герцогской церкви, а с 1692 года — официально утвержден в должности капельмейстера. В январе 1711 года он получил бенефиций (церковный доход) при этой церкви.

Творчество

Как придворный композитор, с 1686 по 1700 год Сабадини отвечал за музыкальную подготовку опер, ставившихся в театрах Пармы (Театро Дукале) и Пьяченцы (Нуово Театро Дукале), сотрудничая с придворными поэтами Лотто Лотти, Аурелио Аурели и Джованни Таманьи. В создании спектаклей участвовали лучшие мастера: Фердинандо Галли-Бибьена (сценография), Федерико Кривелли (хореография) и Гаспаро Торелли (костюмы). Благодаря этой команде герцог Рануччо II Фарнезе поднял уровень придворных оперных зрелищ до высот ведущих музыкальных центров Италии. Кульминацией этого проекта стало празднование брака Одонардо II Фарнезе в 1690 году, для которого Сабадини, названный «героическим композитором нашего времени», написал оперы "La gloria d’Amore" («Слава любви») и "Il favore degli dei" («Благоволение богов»).

Творческое наследие Сабадини делится на оригинальные сочинения и адаптации произведений, впервые поставленных в других городах (в основном в Венеции). Его арии мелодичны и мастерски сконструированы. Он был одним из немногих композиторов своего региона, кто писал виртуозные партии не только для певцов, но и для инструментов генерал-баса, особенно для виолончели обблигато. Известен случай, когда он сочинил целую новую сцену, чтобы accommodate приезжего виртуоза-арфиста. В поздние годы его оперы ставились за пределами герцогства — в Турине, Риме, Генуе и Павии. Герцог Франческо II Моденский приобрел 11 сборников арий из постановок в Парме и Пьяченце до 1692 года; именно в этих антологиях сохранилась большая часть музыки Сабадини.

Произведения

  • Оперы (dramma per musica):
  • "Furio Camillo" (Пьяченца, 1686)
  • "Didio Giuliano" (Пьяченца, 1687)
  • "Zenone il tiranno" («Тиран Зенон», Пьяченца, 1687)
  • "Olimpia placata" («Умиротворенная Олимпия», Парма, 1687)
  • "L’Ercole trionfante" («Торжествующий Геркулес», Пьяченца, 1688)
  • "Teseo in Atene" («Тесей в Афинах», Парма, 1688)
  • "Hierone tiranno di Siracusa" («Тиран Сиракуз Гиерон», Пьяченца, 1688)
  • "Amor spesso inganna" («Любовь часто обманывает», Пьяченца, 1689)
  • "Teodora clemente" («Клеменция Теодоры», Пьяченца, 1689)
  • "Il Vespasiano" («Веспасиан», Парма, 1689)
  • "La gloria d’Amore" («Слава любви», Парма, 1690)
  • "Il favore degli dei" («Благоволение богов», Парма, 1690)
  • "Pompeo continente" («Воздержный Помпей», Пьяченца, 1690)
  • "Diomede punito da Alcide" («Диомед, наказанный Алкидом», Пьяченца, 1691)
  • "La pace fra Tolomeo e Seleuco" («Мир между Птолемеем и Селевком», Пьяченца, 1691)
  • "Circe abbandonata da Ulisse" («Цирцея, покинутая Улиссом», Пьяченца, 1692)
  • "Il Massiminio" («Максимин», Парма, 1692)
  • "Talestri innamorata d’Alessandro Magno" («Таллестри, влюбленная в Александра Македонского», Пьяченца, 1693)
  • "Il riso nato fra il pianto" («Смех, рожденный среди слез», Турин, 1694)
  • "Demetrio tiranno" («Тиран Деметрий», Пьяченца, 1694)
  • "L’Aiace" («Аякс», Рим, 1697)
  • "L’Eusonia, overo La dama stravagante" («Эусония, или Экстравагантная дама», Рим, 1697)
  • "Furio Camillo" [новая версия] (Парма, 1697)
  • "La virtù trionfante dell’inganno" («Добродетель, торжествующая над обманом», Пьяченца, 1697)
  • "L’Alarico" («Аларих», Генуя, 1698)
  • "Il Domizio" («Домиций», Генуя, 1698)
  • "Il Ruggiero" («Руджеро», Парма, 1699)
  • "L’Eraclea" («Эраклея», Парма, 1700)
  • "Il Meleagro" («Мелеагр», Павия, 1705, III акт)
  • "Alessandro amante eroe" («Александр — влюбленный герой», Генуя, 1706)
  • "Annibale" («Ганнибал», Генуя, 1706)
  • "La virtù coronata, o sia Il Fernando" («Увенчанная добродетель, или Фернандо», Парма, 1714)
  • Прочие сочинения:
  • Оратория "I disegni della divina sapienza" («Замыслы Божественной мудрости», Венеция, 1698)
  • "Messa solenne" (Торжественная месса, Парма, 1694)
  • Серенады "I sogni regolati d’Amore" («Управляемые любовью сны», 1693) и "Po, Imeneo, e Citerea" («По, Гименей и Киферея»)
  • Вводные балеты "Italia consolata" («Утешенная Италия», 1696) и "Gli amori d’Apollo e Dafne" («Любовь Аполлона и Дафны», 1699)
  • Кантаты, арии и инструментальные пьесы (включая "Fuga")

Ноты сочинений Бернардо Сабадини на сайте библиотеки IMSLP