Рутини, Джованни Марко
1723 - 1797
Назад
Rutini, Giovanni Marco

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джанни Марко Рутини был итальянским композитором. В апреле 1739 года он поступил в Консерваторио делла Пьета деи Туркини в Неаполе, где изучал композицию у Лео, клавесин у Ф.Н. Фаго и скрипку у В.А. Пальяруло. Учёбу он завершил около 1744 года, оставшись на несколько лет маэстрино, после чего вернулся во Флоренцию.
В 1748 году Рутини находился в Праге, где подписал посвящение к своим Sonate per cembalo оп.1. Он сотрудничал с композитором Франческо Зопписом в театральной труппе Г.Б. Локателли, исполнявшей его первые оперы Alessandro nell'Indie (1750) и Semiramide (1752). Во время путешествий Рутини был в Дрездене (1754) и Берлине (около 1756).
В Праге он находился под покровительством курфюрстской особы Саксонии Марии Антонии Вальпургис, для которой написал кантату Lavinia e Turno (1756). После финансового краха труппы Локателли в 1757 году Рутини переехал в Санкт-Петербург, где писал оперы (Il retiro degli dei, Il negligente), преподавал клавесин великой княгине Фёдорович и дирижировал частным оркестром графа Петра Шереметьева.
В 1761 году Рутини вернулся во Флоренцию и женился. С 1762 года он начал переписку с Падре Мартини, продолжавшуюся до 1780 года, а также перевёл трактат Марбурга Abhandlung von der Fuge как Traité de la fugue. С этого времени он активно ставил оперы в Италии, в частности во Флоренции, Болонье, Модене и Генуе, но главным образом жил во Флоренции.
К концу 1770-х Рутини сосредоточился на клавесине, оркестровой и духовной музыке. Его клавесинные сонаты имели важное значение для перехода к стилю классицизма и предвосхищали стиль Моцарта и Гайдна. Рутини также оказал влияние как педагог, создав школу флорентийских композиторов, включая своего сына Фердинандо, и подготовив целое поколение оперных исполнителей.
Рутини писал оперы, оркестровую, вокальную и клавесинную музыку. Его клавесинные сонаты характерны переменной структурой, драматизмом и выразительными контрастами, соединяя элементы неаполитанской оперной традиции с ранним классицизмом. Поздние сонаты демонстрируют упрощённый линейный стиль, предвосхищающий сонатины Клементи. В духовной музыке Рутини писал мессы и оратории, часть которых утеряна.
Оперы
Другое вокальное
Клавесин и клавишные
Ноты сочинений Джованни Марко Рутини на сайте библиотеки IMSLP