Рутини, Джованни Марко
1723 - 1797

Назад

Rutini, Giovanni Marco

  • Дата рождения: 25 апреля 1723
  • Место рождения: Флоренция, Италия
  • Дата смерти: 22 декабря 1797
  • Место смерти: Флоренция, Италия

Биография

Джанни Марко Рутини был итальянским композитором. В апреле 1739 года он поступил в Консерваторио делла Пьета деи Туркини в Неаполе, где изучал композицию у Лео, клавесин у Ф.Н. Фаго и скрипку у В.А. Пальяруло. Учёбу он завершил около 1744 года, оставшись на несколько лет маэстрино, после чего вернулся во Флоренцию.

В 1748 году Рутини находился в Праге, где подписал посвящение к своим Sonate per cembalo оп.1. Он сотрудничал с композитором Франческо Зопписом в театральной труппе Г.Б. Локателли, исполнявшей его первые оперы Alessandro nell'Indie (1750) и Semiramide (1752). Во время путешествий Рутини был в Дрездене (1754) и Берлине (около 1756).

В Праге он находился под покровительством курфюрстской особы Саксонии Марии Антонии Вальпургис, для которой написал кантату Lavinia e Turno (1756). После финансового краха труппы Локателли в 1757 году Рутини переехал в Санкт-Петербург, где писал оперы (Il retiro degli dei, Il negligente), преподавал клавесин великой княгине Фёдорович и дирижировал частным оркестром графа Петра Шереметьева.

В 1761 году Рутини вернулся во Флоренцию и женился. С 1762 года он начал переписку с Падре Мартини, продолжавшуюся до 1780 года, а также перевёл трактат Марбурга Abhandlung von der Fuge как Traité de la fugue. С этого времени он активно ставил оперы в Италии, в частности во Флоренции, Болонье, Модене и Генуе, но главным образом жил во Флоренции.

К концу 1770-х Рутини сосредоточился на клавесине, оркестровой и духовной музыке. Его клавесинные сонаты имели важное значение для перехода к стилю классицизма и предвосхищали стиль Моцарта и Гайдна. Рутини также оказал влияние как педагог, создав школу флорентийских композиторов, включая своего сына Фердинандо, и подготовив целое поколение оперных исполнителей.

Творчество

Рутини писал оперы, оркестровую, вокальную и клавесинную музыку. Его клавесинные сонаты характерны переменной структурой, драматизмом и выразительными контрастами, соединяя элементы неаполитанской оперной традиции с ранним классицизмом. Поздние сонаты демонстрируют упрощённый линейный стиль, предвосхищающий сонатины Клементи. В духовной музыке Рутини писал мессы и оратории, часть которых утеряна.

Произведения

Оперы

  • Alessandro nell'Indie (Прага, 1750)
  • Semiramide (Прага, 1752; ревизия Дрезден, 1780)
  • Il retiro degli dei (Санкт-Петербург, 1757)
  • Il negligente (Санкт-Петербург, 1758)
  • Il caffè di campagna (Болонья, 1762)
  • I matrimoni in maschera (Кремона, 1763)
  • Ezio (Пергола, 1763)
  • L'olandese in Italia (1765)
  • L'amore industrioso (Венеция, 1765)
  • Il contadino incivilito (1766)
  • Le contese domestiche (1766)
  • L'amor tra l'armi (Сиена, 1768)
  • Faloppa mercante (1769)
  • La Nitteti (Модена, 1770)
  • L'amor per rigiro (Польо а Каяно, 1773)
  • Vologeso re de'Parti (Пергола, 1775)
  • Sicotencal / Zulima (Турин, 1776 / Пергола, 1777)
  • Il finto amante (Пистоя, 1776)

Другое вокальное

  • Кантаты: Lavinia e Turno (1756), Grazie a gl’inganni tuoi (1758)
  • Духовная музыка: мессы и оратории, клавесинные партии

Клавесин и клавишные

  • Сонаты: оп.1–14 (Флоренция, Нюрнберг, 1748–1786)
  • Концерт для клавесина с оркестром
  • Divertimenti facili e brevi, оп.18 (1793)
  • Rondò op.19 (1797)

Ноты сочинений Джованни Марко Рутини на сайте библиотеки IMSLP