Руэц, Каспар
1708 - 1755
Назад
Ruetz, Caspar

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Каспар Руэц был немецким композитором и теоретиком церковной музыки. Сын Иоахима Руэца, уроженца Любека, ученика Букстехуде и воспитателя в сиротском приюте в Висмаре, Каспар получил начальное образование у своего отца. Кроме того, он изучал игру на органе у органиста Висмара Хёлькена, а также флейту, гобой и скрипку у городского музыканта Вилкена.
В 1728 году Руэц поступил в Университет Йены, где изучал право и теологию. До завершения образования в Университете Ростока в 1732 году он работал частным репетитором в Гамбурге с 1730 года, а затем с 1733 по 1736 год преподавал в восточной Гольштейнской области и в Азбюлле близ Фленсбурга. 25 апреля 1737 года он стал девятым кантором и музыкальным директором Катариненской латинской школы в Любеке, сменив Хинриха Сиверса, дочь которого женился в том же году.
Практически вся духовная музыка, созданная Руэцом в Любеке, утрачена, за исключением одной кантаты Fürchte dich nicht (Не бойся). Основное значение его творчества связано с трёхчастной теоретической работой о церковной музыке, которая является важным документом истории немецкой протестантской церковной музыки конца барокко.
В своих Widerlegte Vorurtheile Руэц последовательно защищает сохранение музыки в протестантской службе, опровергая претензии консервативных пуристов и особенно пиетистов, которые считали контрапункт недопустимым для церкви.
Руэц был под влиянием современных немецких авторов, таких как Георг Мотц (Die vertheidigte Kirchen-Music, 1703), который рано встал на защиту музыки против пиетистов, и особенно Иоганн Маттезон. Финальный том Руэца также содержит значительные сведения о сокращении музыкальной жизни в любекских церквях.
Он также написал ценную критику французской эстетической доктрины имитации природы, предложенной Шарлем Баттё, в которой опровергается мнение, что музыка — это лишь копия природы, и утверждается, что музыка является оригинальной формой выражения.
После смерти Руэца газета Lübeckischer Anzeiger (27 декабря 1755) назвала его «самым учёным кантором Любека». Маттезон опубликовал в том же году стихотворение в его честь, изображая Руэца на небесах среди звуков духовной музыки, которую он так искусно защищал при жизни.
Труды о музыке и эстетике