Руэц, Каспар
1708 - 1755

Назад

Ruetz, Caspar

  • Дата рождения: 21 марта 1708
  • Место рождения: Висмар, Германия
  • Дата смерти: 21 декабря 1755
  • Место смерти: Любек, Германия

Биография

Каспар Руэц был немецким композитором и теоретиком церковной музыки. Сын Иоахима Руэца, уроженца Любека, ученика Букстехуде и воспитателя в сиротском приюте в Висмаре, Каспар получил начальное образование у своего отца. Кроме того, он изучал игру на органе у органиста Висмара Хёлькена, а также флейту, гобой и скрипку у городского музыканта Вилкена.

В 1728 году Руэц поступил в Университет Йены, где изучал право и теологию. До завершения образования в Университете Ростока в 1732 году он работал частным репетитором в Гамбурге с 1730 года, а затем с 1733 по 1736 год преподавал в восточной Гольштейнской области и в Азбюлле близ Фленсбурга. 25 апреля 1737 года он стал девятым кантором и музыкальным директором Катариненской латинской школы в Любеке, сменив Хинриха Сиверса, дочь которого женился в том же году.

Творчество

Практически вся духовная музыка, созданная Руэцом в Любеке, утрачена, за исключением одной кантаты Fürchte dich nicht (Не бойся). Основное значение его творчества связано с трёхчастной теоретической работой о церковной музыке, которая является важным документом истории немецкой протестантской церковной музыки конца барокко.

В своих Widerlegte Vorurtheile Руэц последовательно защищает сохранение музыки в протестантской службе, опровергая претензии консервативных пуристов и особенно пиетистов, которые считали контрапункт недопустимым для церкви.

  • Первая часть (1750) доказывает, используя библейские тексты и труды Отцов Церкви, что церковная музыка оправдана не только исторически, но и потому, что контрапункт существовал ещё с библейских времён.
  • Вторая часть (1752) оспаривает конкретные критические замечания пиетистов о церковной музыке.
  • Третья часть (1753) развивает доктрины барочной музыкальной эстетики, концепцию аффектов применительно к качественной церковной музыке, которая, по мнению автора, отличается от светской музыки лишь целью, а не средствами достижения музыкальных эффектов.

Руэц был под влиянием современных немецких авторов, таких как Георг Мотц (Die vertheidigte Kirchen-Music, 1703), который рано встал на защиту музыки против пиетистов, и особенно Иоганн Маттезон. Финальный том Руэца также содержит значительные сведения о сокращении музыкальной жизни в любекских церквях.

Он также написал ценную критику французской эстетической доктрины имитации природы, предложенной Шарлем Баттё, в которой опровергается мнение, что музыка — это лишь копия природы, и утверждается, что музыка является оригинальной формой выражения.

После смерти Руэца газета Lübeckischer Anzeiger (27 декабря 1755) назвала его «самым учёным кантором Любека». Маттезон опубликовал в том же году стихотворение в его честь, изображая Руэца на небесах среди звуков духовной музыки, которую он так искусно защищал при жизни.

Произведения

Труды о музыке и эстетике

  • Widerlegte Vorurtheile vom Ursprunge der Kirchenmusic, und klarer Beweis dass die Gottesdienstliche Music sich auf Gottes Worte gründe, und also göttliches Ursprungs sey (Опровергнутые предубеждения о происхождении церковной музыки и ясное доказательство того, что богослужебная музыка основана на словах Божьих и имеет божественное происхождение) (Любек, 1750)
  • Widerlegte Vorurtheile von der Beschaffenheit der heutigen Kirchenmusic und von der Lebens-Art einiger Musicorum (Опровергнутые предубеждения о состоянии современной церковной музыки и о жизни некоторых музыкантов) (Любек, 1752)
  • Widerlegte Vorurtheile von der Wirkung der Kirchenmusic und von den darzu erforderten Unkosten (Опровергнутые предубеждения о влиянии церковной музыки и о необходимых на это расходах) (Росток, 1753)
  • Sendschreiben eines Freundes an den andern über einige Ausdrücke des Herrn Batteux von der Musik (Письмо одного друга другому о некоторых выражениях господина Баттё о музыке), в F.W. Marpurg: Historisch-kritische Beyträge zur Aufnahme der Musik (Берлин, 1754–1778), т.1, с. 273–311