Рудбек, Олоф
1630 - 1702
Назад
Rudbeck, Olof

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Олоф Рудбек был шведским полиматом, музыкантом и композитором. В 1648 году он поступил студентом-медиком в Университет Уппсалы и защитил там диссертацию в 1652 году. При поддержке короля он продолжил обучение в Лейдене, а уже в 1658 году стал профессором Уппсалы и в 1661 году — ректором университета.
Рудбек обладал разносторонними практическими и художественными талантами: он работал архитектором, инженером, строителем, землеустроителем, ботаником, историком, изобретателем и производителем; также умел рисовать и писать картины, имел красивый басовый голос и владел несколькими музыкальными инструментами.
Музыка играла важную роль в жизни Рудбека. Он активно занимался музыкой ещё в школьные годы в Вестеросе и продолжил обучение в Уппсале. Будучи профессором, он преподавал музыку, внедрял принципы collegium musicum и стал полофициальным куратором музыкальной жизни университета. Под его руководством университет приобрёл музыкальные инструменты и современные печатные произведения таких композиторов, как Ахле, Бригель, Каприкорнус, Вернер Фабриций, Хаммершмидт, Пфлегер, Розенмюллер, Шмельцер и Шайдт. Рудбек выделял восемь стипендий для студентов-музыкантов, создавая и поддерживая постоянный ансамбль.
В 1682 году вместе с Петрусом Лагерлёфом он организовал театральное общество, которое выступило в Стокгольме в 1686 году, положив начало шведской драматургии. Он также руководил строительством монументального органа в Уппсальском соборе, выполняя функции генерального директора и главного строителя корпусов органа. Первый назначенный органостроитель не смог воплотить ряд новаторских идей Рудбека по расположению инструментов, и только в 1698 году орган был завершён Гансом Генрихом Кахманом.
Современные свидетельства показывают, что Рудбек отдавал предпочтение упрощённой версии полихорального стиля, часто с пространственным чередованием вокальных и инструментальных групп.
Из музыки Рудбека до наших дней сохранилось всего одно произведение — lament for two voices and continuo (плач для двух голосов и баса с континуо) в стиле Хаммершмидта, написанное для похорон канцлера Акселя Оксенстьерны в 1654 году. Оно было издано в 1968 году.
Рудбек и его главный ученик Валлериус получили задание собрать и отредактировать мелодии нового официального шведского гимнальника, который был опубликован в 1697 году.