Руберт, Иоганн Мартин
1614 - 1680
Назад
Rubert, Johann Martin

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганн Мартин Руберт был немецким композитором и органистом. Получил образование в Нюрнберге, затем изучал пение, орган и композицию в Лейпциге и Гамбурге, где некоторое время служил на позитиве при детском приюте и был связан с кругом поэта Иоганна Риста. В своём произведении Friedens-Freude (1645) он упоминает о своей должности придворного органиста в Пассенберге, Фогтланд.
В феврале 1646 года Руберт был приглашён в Штральзунд для участия в конкурсе на должность органиста церкви Святого Николая и 14 марта был назначен на эту должность. Он оставался в Штральзунде до своей смерти, став центром неформальной музыкальной деятельности; на титульном листе Musicalischer Arien изображены девять музыкантов (певцов и инструменталистов) за столом с надписью «Musica noster amor», вероятно, намёк на местный коллегиум музыкум.
Руберт был высоко оценён как композитор и исполнитель, пользовался уважением современников.
Влияние Иоганна Риста заметно в первых двух публикациях Руберта — Friedens-Freude и Musicalischer Arien. Последняя включает 20 светских арий для двух и трёх голосов с инструментами (обычно две скрипки) и basso continuo. Инструментальные дуэты играют важную роль, выполняя функцию вступительных синфоний, повторяющихся в качестве интерлюдий между стихами, создавая своего рода расширенную рондо-форму. В целом Руберт проявляет сильное чувство формы.
Часто встречаются указания динамики и темпа, а также разделы танцев, например коррант и «соробонт». Musicalische Seelen Erquickung, содержащее посвящение Риста, включает 12 сакральных концертов на шесть-десять партий, включая инструменты. Эти произведения, рассчитанные на более широкий масштаб, чем ранняя музыка композитора, также демонстрируют формальное единство при работе с мотивическим материалом, а вокальные и инструментальные текстуры отличаются разнообразием, наиболее часто встречаются партии для двух-трёх голосов. Однако ни инструментальная, ни вокальная часть не обладают последовательным отличительным стилем. Наблюдаются смелые гармонические последовательности и модуляции.
Ноты сочинений Иоганна Мартина Руберта на сайте библиотеки IMSLP