Руберт, Иоганн Мартин
1614 - 1680

Назад

Rubert, Johann Martin

  • Дата рождения: 1614
  • Место рождения: Нюрнберг, Германия
  • Дата смерти: 1680
  • Место смерти: Штральзунд, Германия

Биография

Иоганн Мартин Руберт был немецким композитором и органистом. Получил образование в Нюрнберге, затем изучал пение, орган и композицию в Лейпциге и Гамбурге, где некоторое время служил на позитиве при детском приюте и был связан с кругом поэта Иоганна Риста. В своём произведении Friedens-Freude (1645) он упоминает о своей должности придворного органиста в Пассенберге, Фогтланд.

В феврале 1646 года Руберт был приглашён в Штральзунд для участия в конкурсе на должность органиста церкви Святого Николая и 14 марта был назначен на эту должность. Он оставался в Штральзунде до своей смерти, став центром неформальной музыкальной деятельности; на титульном листе Musicalischer Arien изображены девять музыкантов (певцов и инструменталистов) за столом с надписью «Musica noster amor», вероятно, намёк на местный коллегиум музыкум.

Руберт был высоко оценён как композитор и исполнитель, пользовался уважением современников.

Творчество

Влияние Иоганна Риста заметно в первых двух публикациях Руберта — Friedens-Freude и Musicalischer Arien. Последняя включает 20 светских арий для двух и трёх голосов с инструментами (обычно две скрипки) и basso continuo. Инструментальные дуэты играют важную роль, выполняя функцию вступительных синфоний, повторяющихся в качестве интерлюдий между стихами, создавая своего рода расширенную рондо-форму. В целом Руберт проявляет сильное чувство формы.

Часто встречаются указания динамики и темпа, а также разделы танцев, например коррант и «соробонт». Musicalische Seelen Erquickung, содержащее посвящение Риста, включает 12 сакральных концертов на шесть-десять партий, включая инструменты. Эти произведения, рассчитанные на более широкий масштаб, чем ранняя музыка композитора, также демонстрируют формальное единство при работе с мотивическим материалом, а вокальные и инструментальные текстуры отличаются разнообразием, наиболее часто встречаются партии для двух-трёх голосов. Однако ни инструментальная, ни вокальная часть не обладают последовательным отличительным стилем. Наблюдаются смелые гармонические последовательности и модуляции.

Произведения

  • Friedens-Freude, 4 голоса (Радость мира) (Гамбург, 1645)
  • Musicalischer Arien erster theil, 2–3 голоса, 3 инструмента, basso continuo (Стральзунд, 1647); ария, 3 голоса
  • Sinfonien, Scherzi, Balletti etc., 2 голоса, basso continuo (Симфонии, Шерци, Баллеты и др.) (Грайфсвальд, 1650)
  • Glückwünschender Zuruf, тенор, 5 виол (Поздравительный возглас) (Стральзунд, 1663)
  • Musicalische Seelen Erquickung, 1–4 голоса, 2–6 инструментов, basso continuo (Музыкальное укрепление души) (Стральзунд, 1664)
  • Песня, 1 голос, basso continuo, 1651; песня, 1660; 2 сакральные песни в Suscitabulum musicum (Greifswald, 1661)

Ноты сочинений Иоганна Мартина Руберта на сайте библиотеки IMSLP