Ружицкий, Яцек
.... - 1696

Назад

Różycki, Jacek

  • Дата рождения: неизвестна
  • Место рождения: около Лемчицы, Польша
  • Дата смерти: после 1696
  • Место смерти: Варшава, Польша

Биография

Яцек Ружицкий был польским композитором барокко. Вероятно, он был сыном Станислава Ружицкого, бедного дворянина рода Долива из района Лемчицы. Он, по-видимому, поступил в королевскую капеллу в Варшаве в середине 1640-х годов; в 1676 году было указано, что он служит там уже около тридцати лет.

Возможно, он поступил в капеллу как хорист, хотя нет достоверных сведений о том, что он был учеником дирижёров Марко Скаччи или Бартоломея Пекеля, поскольку по ведомости детей капеллы занимались другие музыканты, например Пётр Элерт. Однако позднее он мог учиться у Пекеля. Со временем сам Ружицкий стал капельмейстером и, возможно, сменил Пекеля. Точная дата его назначения неизвестна, но источники 1670 года упоминают ещё одного капельмейстера Фабиана Редиуса.

Существуют сведения, что Ружицкий был капельмейстером при четырёх последовательных правителях Польши: первый из них, Ян Казимир, правил до 1668 года, а последний, Август II, вступил на престол в 1697 году. Август, будучи курфюрстом Саксонии, реформировал Варшавскую капеллу в 1697 году, объединив её с капеллой в Дрездене; Ружицкий был назначен совместным капельмейстером вместе с Я.К. Шмидтом.

Творчество

Ружицкий создавал выдающиеся мотеты и концерты, используя итальянскую концертантную технику, характерную для польской барочной музыки, а также следовал традиционным моделям сакральной вокальной полифонии. В некоторых произведениях он использовал цитаты из польских народных песен, продолжая традиции Марцина Мельчевского.

Другие его произведения включают простые гимны для четырёх голосов, в которых он отказался от имитационной полифонии в пользу гомофонного письма с ясными фразами и подчёркиванием мелодии верхнего голоса. Эти гимны похожи на протестантские хоралы и являются исключением в польской музыке того времени.

Хотя музыка Ружицкого не была опубликована при жизни, она пользовалась популярностью. Например, Дилетский упоминает его и цитирует из его произведений в трактате Musikïskaya grammatika (1680), а около 1700 года Чаршницкий основывал свою работу Aeterna Christi munera на гимне Ружицкого с тем же названием.

Произведения

Существующие:

  • Mag, 4 голоса, хор 4 голоса/корнетто и 3 тромбона, 2 скрипки, виолетта, альтовая скрипка, виолончель (по желанию), 2 корнеттина (по желанию), бомбард/басовый рожок (по желанию), контрабас (по желанию), basso continuo (орган)
  • Confitebor, 4 голоса, 2 скрипки, basso continuo (орган)
  • Dixit Dominus, 4 голоса, хор 4 голоса, 2 скрипки, 2 альта, корнетто, 2 корнеттина (по желанию), виолончель (по желанию), бомбард/басовый рожок (по желанию), basso continuo (орган)
  • Exsultemus omnes, 3 голоса, basso continuo (орган)
  • Fidelis servus, 5 голосов, 2 скрипки, скрипка II «di capella» (по желанию), basso continuo (орган)
  • Iste sanctus, 3 голоса, 2 скрипки, виолончель, basso continuo (орган)
  • Magnificemus in cantico, 2 голоса, basso continuo (орган)
  • 13 латинских гимнов, 4 голоса, часть из них с инвенциями, изданные позднее

Утраченные:

  • Missa a 10, 5 голосов, 5 инструментов, возможно basso continuo
  • Missa a 9, 4 голоса, 5 инструментов, возможно basso continuo
  • Missa concertata, 4 голоса, 2 скрипки, basso continuo (орган)
  • Litaniae de BVM, 3 голоса, 2 скрипки, basso continuo (орган)
  • Ave sanctissima Maria, 1 голос, 2 скрипки, basso continuo (орган)
  • Catharinae virginis, 4 голоса, 2 трубы, 2 скрипки, basso continuo (орган)
  • O sydus Hispaniae, 2 голоса, 2 скрипки, basso continuo (орган)
  • 2 мессы (13, 16 голосов), 6 литаний (5–12 голосов), Ave suprema, 7 голосов, Sub tuum praesidium, 6 голосов, Sonata di [?]Legi, 6 голосов, Sonata Cerviensciana, скрипка