Руайе, Жозеф-Николя-Панкрас
1705 - 1755
Назад
Joseph-Nicolas-Pancrace Royer

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Жозеф-Николя-Панкрас Руайе — французский композитор, клавесинист, органист и музыкальный администратор савойского происхождения. Его отец был отправлен Людовиком Четырнадцатым на должность интенданта садов и фонтанов при дворе Савойи; семья вернулась в Париж, когда Руайе был ещё младенцем, хотя официальное натурализация состоялась лишь в июле 1751 года, менее чем за четыре года до его смерти. В течение 25 лет он был центральной фигурой парижской музыкальной жизни, занимая ответственные посты при дворе, в Опере и в «Духовном концерте» (Concert Spirituel). Он приобрёл великолепную репутацию благодаря игре на клавесине и органе (Ложье) и как композитор, был блестящим и влиятельным современником Рамо на протяжении большей части карьеры последнего. Его первым опытом в оперном жанре стало сочинение музыки для комической оперы на Ярмарке Сен-Лоран в 1725 году («Докучливое вдовство»). Его первый срок на посту музыкального руководителя Парижской Оперы (1730–1733) ознаменовался премьерами его собственного «Пирра», с декорациями Джованни Никколо Сервандони (1730), и «Ипполит и Арисия» Рамо (1733). Важные придворные назначения включали должность учителя музыки детей Франции (совместно с Ж.-Б. Мато) и придворного композитора. В Опере его главными успехами стали «Заида, королева Гренады» (1739) и «Власть Любви» (1743). В 1744 году он начал работу над либретто Вольтера «Пандора», предназначенной для свадьбы дофина в 1745 году, но она была отложена в пользу возобновления «Заиды». Герцог де Люинь рассказывал об обстоятельствах сочинения оды «Фортуна» в 1746 году. Дофин, только что достигший 17 лет, но уже обладавший хорошим баритоном и значительным талантом, предложил Руайе положить на музыку текст Ж.-Б. Руссо. Хотя стихи описывались как «не созданные для пения», Руайе создал 45-минутный дивертисмент, который принц исполнил в апартаментах своих сестёр, удивив придворных, поскольку только начал брать уроки музыки. Произведение было повторено при дворе и на «Духовном концерте» в исполнении высоко ценимого баритона Бенуа.
С 1748 года и до своей смерти Руайе в основном направлял энергию на повышение стандартов и обновление репертуара «Духовного концерта»; сюда вошли его собственная редакция «Реквиемной мессы» Жиля (1750), возобновление «In convertendo» Рамо (1751) и первые французские исполнения «Stabat mater» Перголези (апрель 1753). Он также представил симфонии таких композиторов, как К.Г. Граун, Гассе, Йоммелли и Я.В.А. Стамиц. В 1753 году он вернулся в Парижскую Оперу на должность генерального инспектора. Он возобновил работу над «Прометеем и Пандорой» в 1752 году (без консультаций с Вольтером), и к концу 1754 года перерабатывал её для постановок, запланированных на зиму 1756 года; Вольтер обвинил Руайе в том, что он «принёс меня в жертву своим шестнадцатым» и был умиротворён лишь внезапной смертью композитора в январе 1755 года: «Бог пожелал забрать его душу и его музыку». В то же время герцог де Люинь отдал дань уважения «очень знающему человеку, с исключительным вкусом к мелодии». Другие отзывались о нём как о «приятном характере и чрезвычайно вежливом». Торжественная заупокойная служба, данная музыкантами королевской капеллы и Парижской Оперы год спустя после смерти Руайе, была организована Мондонвилем и включала его «De profundis» и редакцию «Реквиема» Жиля, сделанную Руайе.
Опера Руайе «Заида» исполнялась в связи с королевскими свадьбами 1739, 1745 и 1770 годов и оставалась в репертуаре Оперы на протяжении всего этого периода. Её динамичное повествование получило сжатый и разнообразный отклик у композитора. В драматические моменты музыка как в прологе, так и в самой драме отличается его пристрастием к повторяющимся аккордам шестнадцатыми и быстрым пассажам (tirades) в оркестре. В знаменитой сцене охоты из второго акта – «шедевре музыки в этом жанре» (согласно «Афишам Лиона», 1765) его использование валторн в строе F предвосхищает аналогичное у Рамо на шесть лет, в то время как его вокальное письмо, часто виртуозное по своим требованиям, включает как речитатив, так и арию в частых монологах главных персонажей. Руайе также демонстрирует искусное вплетение дивертисмента в сюжет; ликующие хоры толпы очень ценились современниками. Премьеры «Заиды» и «Празднества Гебы» Рамо, которая immediately предшествовала первой, также были примечательны включением пантомимы в исполнении танцовщиков Барбары Кампанини (Барбарина, Барберина) и Антонио Риналди (Рибальдини, Фоссано, Фоссан), что было новшеством для парижской оперы.
Единственная сохранившаяся тетрадь виртуозных «Пьес для клавесина» Руайе (1746) включает яркие транскрипции частей из «Заиды» и «Власти любви»; его транскрипция «Охоты» из «Заиды» также сохранилась в рукописи. Отрывки из обеих опер были в репертуаре придворного ансамбля Эстерхази к 1759 году.
Сценические произведения:
Прочие произведения:
Ноты сочинений Жозефа-Николя-Панкраса Руайе на сайте библиотеки IMSLP