Ровальдт, Иоганн Якоб
1718 - 1775
Назад
Rowaldt, Johann Jacob

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганн Якоб Ровальдт был немецким композитором и органистом. В возрасте двадцати лет он начал работать инструменталистом и органистом в Мариенбурге. Позже его назначили органистом в церкви Георгенкирхе (Georgenkirche) в том же городе, где он оставался до конца жизни.
Он стал известен главным образом благодаря созданию полного цикла церковных кантат на весь литургический год на тексты священника С. Э. Фромма (1714–1766), который служил в Георгенкирхе. В 1743 году Ровальдт опубликовал тексты этого цикла под названием «Geistliche Cantaten auf die Evangelia aller Sonntage und der vornehmsten Feste des ganzen Jahres gerichtet» (Духовные кантаты на евангелия всех воскресений и главных праздников всего года). В предисловии он подчеркнул, что речитативы в этих кантатах написаны в нерифмованной стихотворной форме — необычное решение для того времени, но которое позже поддержал Иоганн Адам Хиллер в своём труде «Beyträge zur wahren Kirchenmusik» (Вклады к истинной церковной музыке).
Гуго Риман высоко оценил эти кантаты за их прекрасные арии с оркестровым сопровождением и сольными инструментами (obbligato). Первоначально рукописи хранились в библиотеке Георгенкирхе, но в настоящее время, по-видимому, потеряны. Также утеряна ария 1745 года, предназначенная для причастия в Страстную пятницу.
Творчество Ровальдта находится преимущественно в области церковной музыки. Его главный вклад — объёмный цикл кантат литургического характера, которые сочетали стихотворные речитативы, арии с инструментальным сопровождением и гибкую оркестровую орнаментику.
Использование нерифмованных речитативов в кантатах Ровальдта было новаторским в его время и показательно отражает более свободное отношение к поэтическому строю в музыке середины XVIII века. Его арии, по мнению критиков, обладают выразительностью и хорошим инструментальным балансом.
К сожалению, музыкальные автографы большинства его кантат утрачены, поэтому полноценный анализ их музыкального содержания затруднён. Тем не менее, судя по отзывам и сохранившимся текстам, его стиль можно охарактеризовать как утончённый и литургически выдержанный, с уделением внимания балансу между вокальными линиями и инструментальным сопровождением.