Роветта, Джованни
1595 - 1668

Назад

Джованни Роветта (Giovanni Rovetta) - итальянский музыкант, композитор и певец

  • Родился между 1595 и 1597 годами - Венеция или Венето.
  • Умер 23 октября 1668 г. - Венеция.

Утверждение Каффи о том, что Роветта был певчим в церковном хоре Сан-Марко в Венеции, может быть верным, но остается неподтвержденным независимыми документами. Отец Роветты, Джакомо, был связан с капеллой Святого Марка как скрипач с 1614 по 1641 год; первое документальное свидетельство о карьере Джованни также датируется 1614 годом, когда 7 декабря он был в числе нескольких инструменталистов, связанных с капеллой, которые были приняты в постоянный штат. Он проработал в Сан-Марко до конца своей жизни. В 1617 году он безуспешно боролся за должность капо деи концерти, и 2 декабря 1623 года его назначили басистом в хор. 22 ноября 1627 года он сменил Алессандро Гранди на посту помощника маэстро капеллы Монтеверди, после смерти которого 21 февраля 1644 года стал полноправным маэстро, оставаясь на этом посту до своей смерти. Он также активно работал в других местах Венеции. В 1632 году он руководил музыкантами, которые пели на церемонии возведения кардинала Корнаро в сан патриарха Венеции. В 1635 году он выступал в качестве маэстро музыки в Оспедале деи Дерелитти, а с 1639 года занимал аналогичную должность в Оспедале деи Мендиканти. В 1638 году он организовал музыкальное сопровождение к празднику Пятидесятницы в церкви Святого Духа и руководил музыкальным исполнением в Сан-Джорджо-Маджоре в честь рождения короля Франции Людовика XIV; последнее событие также отмечено в его "Мессе и Салми" 1639 года. Две вечерни, на которых использовалась музыка Роветты, были довольно подробно описаны немецким композитором Полом Хайнлайном в письмах от 11 октября 1647 года (описание вечерни в церкви Джованни и Паоло) и 13 декабря 1647 года (Вечерня в церкви Франческо делла Винья). Он также был священником, который служил сначала в Сан-Фантино, а затем в конгрегации Сан-Сильвестро.

Наряду с Гранди, Роветта был одним из самых талантливых композиторов второго ранга, использовавших стиль концертато в Северной Италии. Как и Гранди, он добавил к своему большому сочинению "sacred" несколько томов мадригалов continuo, но написал всего несколько монодий. Его мотеты, которых насчитывается четыре тома, а также несколько в его сочинении ор.1 и в антологиях, почти все написаны в небольших концертных текстурах для двух-четырех голосов и органа, часто встречавшихся в 1630-х и 1640-х годах. Обычно он приберегал более крупные партии и партии для скрипок, а иногда и для более низких струнных, для месс и псалмов, которые носят либо церемониальный характер (например, соч.4), либо несколько более интимный (соч.7), что, несомненно, выбирается в соответствии с литургическим событием; его соч.1 сочетает в себе два типа пьес: в одних есть скрипки, в других - нет. Несколько его мотетов были переизданы в Антверпене, а два псалма-концертато (по одному из соч.4 и соч.7) были переизданы в антологиях. Его псалмы для двойного хора, соч.8 и 12, содержат произведения для главных праздников римского обряда, а также для особой литургии Святого Марка – последняя помечена как "all'uso di Venetia" – и написаны в античном стиле; этот стиль также встречается в ряд рукописных произведений, в том числе "Страсти господни" с партией турбы в простой гомофонии.

Роветта работал в тени своего наставника Монтеверди, учеником которого он, вероятно, был, и это неизбежно отражается на его стиле, но иногда появляется более характерный голос. "Salve regina" из соч.1 - это такой же прекрасный теноровый дуэт, как и любой другой, написанный в середине 1620-х годов, с его своенравными модуляциями, декламационными диалогами, блестящим контрапунктом и поразительными сменами настроений; 21 год спустя, в соч.10, он опубликовал не менее прекрасную версию этого текста, в которой соло альта богато аккомпанируется струнными из пяти частей. Сольная мелодия играет большую роль в небольших песнопениях Роветты, чем в более ранних песнопениях других композиторов, как и "тройное время", в котором его музыка, как правило, становится похожей на ариозо современной оперы и иногда включает в себя довольно блестящие мелизмы. Его также интересовала структурная согласованность, даже в небольших песнопениях, о чем можно судить по его рефренам с четко очерченными разделами, например, ABACD, ABCBD или ABACAD.

Из трех месс Роветты церемониальная, ор.4, является самой впечатляющей. В нем отсутствуют Sanctus и Agnus Dei (венецианская практика, вдохновленная литургическими правилами); Kyrie, Gloria и Credo исполняются на пять, шесть и семь голосов соответственно, со скрипками, более длинные части тесно связаны, но разнообразны, с разделами для солистов в тройном такте или в стиле антико и с драматическими тутти. Подобно Монтеверди, Роветта в своих псалмах постепенно вводил формальные конструкции, чтобы придать им общее единство. Те, что были написаны в 1626 году, не имеют никакой организации, скорее состоят из последовательности отдельных идей, искусно разработанных в контрапункте, с некоторой драматической словесной живописью. К 1639 году (соч.4) появились различные утонченные формы рондо, троичного аккорда и чаконы (ср. "Мораль сельвы" Монтеверди, 1640). Те же приемы присутствуют в соч.7, где содержится псалом в необычной для того времени тональности ля мажор. Именно в таких небольших произведениях Роветта демонстрирует очарование, как в вокальных мелодиях, так и в скрипичном исполнении, независимо от влияния Монтеверди.

Первая книга мадригалов Роветты напоминает структуру седьмой книги Монтеверди: она открывается масштабным шестиголосным мадригалом для скрипок, продолжается серией мадригалов для двух, трех и четырех голосов и завершается двумя строфическими пьесами с живым диалогом “La gelosia placata” и сольную песню "Le lagrime d'Erminia". Его вторая книга мадригалов содержит большую часть его лучших музыкальных произведений; его третья книга, собранная для публикации его племянником, содержит довольно короткие переложения. Одним из элементов, отличающих мадригалы Роветты от мадригалов Монтеверди, является лирический импульс, лежащий в основе большей части его творчества: он использует отрывки, похожие на арии, написанные как двойным, так и тройным размером, чтобы создавать иногда довольно протяженные музыкальные структуры в своих мадригальских постановках. Единственная известная опера Роветты "Эрколе в Лидии" утрачена, но на ее первом представлении присутствовал Джон Эвелин, который описал это событие в своем дневнике. Первоначально предполагалось, что Роветта внесет свой вклад во вторую оперу, "Аргиопу" (1649), но опубликованное либретто ясно показывает, что он отказался от этого проекта. Он также включил в свое сочинение 1 несколько ярких инструментальных пьес.

Ноты сочинений Джованни Роветты на сайте библиотеки IMSLP