Роветта, Джованни
1595 - 1668

Назад

Rovetta, Giovanni

  • Дата рождения: около 1595–1597 года
  • Место рождения: вероятно, Венеция или область Венето, Италия
  • Дата смерти: 23 октября 1668 года
  • Место смерти: Венеция, Италия

Биография

Джованни Роветта — итальянский певец, инструменталист, композитор и капельмейстер, один из ярких представителей венецианской музыкальной школы XVII века. По утверждению музыковеда Кэффи, Роветта, возможно, был певчим мальчиком в соборе Святого Марка (San Marco) в Венеции, хотя документальных подтверждений этому не сохранилось. Его отец, Джакомо Роветта, был скрипачом в капелле собора с 1614 по 1641 год, и первое упоминание о самом Джованни также датируется 7 декабря 1614 года, когда он был принят в штат инструменталистов собора.

С этого момента вся его жизнь была связана с капеллой Сан-Марко. В 1617 году он безуспешно претендовал на должность capo dei concerti (руководителя инструментального ансамбля), а 2 декабря 1623 года был назначен басом в церковный хор. После смерти Алессандро Гранди в 1627 году Роветта стал его преемником на посту помощника maestro di cappella при Клаудио Монтеверди, а после кончины Монтеверди, 21 февраля 1644 года, занял должность главного капельмейстера собора. Он оставался в этой должности до самой смерти.

Помимо службы в Сан-Марко, Роветта активно участвовал в музыкальной жизни Венеции. В 1632 году он руководил певчими на торжественной церемонии назначения кардинала Корнаро Патриархом Венеции. В 1635 году занимал пост maestro di musica в приюте Ospedale dei Derelitti, а с 1639 года — в Ospedale dei Mendicanti. В 1638 году он организовал музыку к празднику Пятидесятницы в церкви Spirito Santo и руководил исполнением музыки в San Giorgio Maggiore по случаю рождения Людовика XIV; это событие было отражено в его сборнике "Messa e Salmi" (Месса и псалмы) 1639 года.

Два богослужения с музыкой Роветты описаны немецким композитором Паулем Хайнлейном в письмах 1647 года, где отмечается торжественность и выразительность его музыки. Помимо музыкальной деятельности, Роветта был священником и служил сначала в церкви Святого Фантино, а затем в конгрегации Святого Сильвестра.

Творчество

Роветта принадлежал к поколению композиторов, развивавших концертирующий стиль (stile concertato) северной Италии, и вместе с Алессандро Гранди считается одним из наиболее талантливых мастеров этого направления. Его духовное наследие обширно: мотеты, мессы и псалмы написаны как для малых составов (2–4 голоса и орган), так и для больших ансамблей с участием струнных.

В крупных произведениях, таких как мессы и псалмы, Роветта использовал скрипки и иногда басовые инструменты, придавая музыке торжественность и богатство звучания. Некоторые его псалмы, написанные для двойного хора, отражают особый литургический стиль собора Святого Марка (all’uso di Venetia) и выполнены в духе stile antico.

Роветта находился под сильным влиянием Монтеверди, однако сумел выработать собственный язык — более мягкий, певучий и лиричный. Его мотеты нередко отличаются ясной структурой и изяществом формы: он вводил рефренные схемы типа ABACD или ABCBD, создавая ощущение цельности и музыкальной симметрии.

Особое место занимает его "Salve Regina" (Радуйся, Царица) из опуса 1 — выдающийся теноровый дуэт 1620-х годов, полный выразительных модуляций, диалогов и контрапункта. Позднейшая версия этого текста (опус 10) представляет собой сольное сочинение для альта с аккомпанементом струнных в пять голосов — одно из самых утончённых созданий Роветты.

Его три мессы, особенно торжественная месса из опуса 4, демонстрируют зрелое мастерство. В них чередуются эпизоды stile antico и концертирующие разделы, чередующие сольные и хоровые эпизоды, что придаёт произведениям живость и драматизм.

В сборниках псалмов Роветта постепенно внедрял принципы формального единства — рондо, тернарные и чаконные формы, подобно Монтеверди в "Selva morale e spirituale" (Моральный и духовный лес, 1640).

Произведения

Духовные сочинения:

  • "Salmi concertati" (Концертные псалмы), для 5–6 голосов с мотетами и инструментальными кансонами (опус 1, 1626);
  • "Motetti concertati" (Концертные мотеты) с "Litanie della Madonna" (Литания Пресвятой Деве Марии) и мессой для равных голосов (опус 3, 1635);
  • "Messa e Salmi concertati" (Месса и концертные псалмы), для 5–8 голосов и 2 скрипок (опус 4, 1639);
  • "Motetti concertati" (Концертные мотеты) с "Letanie della Madonna" (опус 5, 1639);
  • "Salmi concertati" (Концертные псалмы), для 3–4 голосов с инструментами (опус 7, 1642);
  • "Salmi a otto voci" (Псалмы для восьми голосов), опус 8 (1644);
  • "Motetti concertati, libro terzo" (Третий сборник концертных мотетов), включая "Salve Regina" (опус 10, 1647);
  • "Delli salmi a otto voci … secondo l’uso della capella ducale di S. Marco" (Псалмы в духе капеллы Святого Марка), опус 12 (1662).

Светская музыка:

  • "Madrigali concertati, libro primo" (Концертные мадригалы, первая книга), для 2–6 голосов и скрипок, с диалогом "La gelosia placata" (Усмирённая ревность) и лирой "Le lagrime d’Erminia" (Слёзы Эрминии) (опус 2, 1629);
  • "Madrigali concertati, libro secondo" (Вторая книга концертных мадригалов), опус 6 (1640);
  • "Madrigali concertati, libro terzo" (Третья книга концертных мадригалов), опус 9 (1645).

Опера:

  • "Ercole in Lidia" (Геркулес в Лидии), поставлена в Венеции в театре Новиссимо в 1645 году; музыка утрачена.

Значение

Джованни Роветта представляет собой важное звено между поколением Монтеверди и венецианскими композиторами второй половины XVII века. Его творчество сочетает эмоциональную выразительность итальянской монодии с архитектурной ясностью полифонической традиции. Музыка Роветты, отличающаяся богатством мелодий и тонким чувством формы, занимает достойное место в истории итальянского барокко.

Ноты сочинений Джованни Роветты на сайте библиотеки IMSLP