Руссо, Жан-Мари
.... - 1784
Назад
Rousseau, Jean-Marie

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Жан-Мари Руссо — французский композитор и церковный музыкант XVIII века. С ранних лет он пел в хоре собора города Дижона, где получил основное музыкальное образование. Позднее он занимал должности капельмейстера в Аррасе, Бове и, начиная с 1762 года, в кафедральном соборе Турне, где служил до конца жизни.
В сентябре 1762 года Руссо ненадолго вернулся в Дижон, чтобы принять священный сан. После возвращения в Турне он был назначен бенефициарным клириком и капелланом часовни святой Екатерины при соборе. В 1781 году, вероятно по причине ухудшения здоровья, его освободили от части обязанностей.
Жан-Мари Руссо умер 17 февраля 1784 года в Лилле, куда отправился, чтобы руководить исполнением своего последнего произведения — "Requiem" (Реквием), написанного в память недавно умершего друга. Иронично, что это же произведение прозвучало на его собственных похоронах и впоследствии пользовалось успехом в Дуэ и Париже.
Творческое наследие Руссо почти полностью связано с церковной музыкой. Его сочинения отличаются строгим стилем и благочестивым характером, отражающим традиции французской духовной полифонии, сложившиеся в XVII веке. Композитор опирался на принципы, близкие к манере Марка-Антуана Шарпантье и Мишеля-Ришара Делаланда, сочетая строгую полифонию с хоральными элементами и попеременным использованием григорианского хорала и многоголосия.
Его музыкальный язык оставался в рамках консервативной традиции, избегая новаторства, однако отличался благородством, ясностью формы и выразительным мелодическим началом. Руссо придавал особое значение литургической уместности и гармонии между текстом и музыкой, создавая произведения, которые служили прежде всего духовным целям богослужения.
Церковная музыка:
Кантаты (1776–1781):
Жан-Мари Руссо принадлежал к числу тех французских композиторов XVIII века, кто продолжал традиции старой церковной школы в эпоху, когда музыкальная мода стремительно менялась. Его стиль можно охарактеризовать как «позднебарочный», сочетающий контрапунктическую строгость с элементами выразительности, свойственными раннему классицизму.
Хотя его музыка не отличается оригинальностью, она служит важным примером постепенного перехода французской духовной музыки от величественного придворного барокко к более камерному и лирическому звучанию.