Руссо, Жан-Жак
1712 - 1778

Назад

Rousseau, Jean-Jacques

  • Дата рождения: 28 июня 1712 года
  • Место рождения: Женева, Швейцария
  • Дата смерти: 2 июля 1778 года
  • Место смерти: Эрменонвиль, Франция

Биография

Жан-Жак Руссо — швейцарский философ, музыкальный теоретик и композитор, одна из ключевых фигур европейского Просвещения. Он получил музыкальное образование у Ле Мэтра в Анси, а затем самостоятельно изучал теорию музыки, подробно комментируя трактат "Traité d’harmonie" (Трактат о гармонии) Ж. Рамо. Руссо давал уроки музыки в Невшателе, Лозанне и Шамбери, признавая, что «сам учился, обучая других» (Исповедь, кн. 4).

Первые сочинения Руссо — лирические трагедии "Iphis et Anaxarète" (Ифис и Анаксарета) и "La découverte du nouveau monde" (Открытие Нового Света), написанные около 1740–1741 годов; до наших дней дошли только либретто. В 1742 году он представил Академии наук проект новой нотационной системы "Projet concernant de nouveaux signes pour la musique" (Проект о новых знаках для музыки), а в 1743 году опубликовал "Dissertation sur la musique moderne" (Рассуждение о современной музыке).

В 1743 году Руссо был назначен секретарём графа де Монтагю и отправился с ним в Венецию, где впервые познакомился с итальянской музыкой. Вернувшись в Париж, он завершил оперу "Les muses galantes" (Галантные музы) — около 1745 года, от которой сохранилась увертюра и первая сцена "Hésiode" (Гесиод). Однако сотрудничество с Рамо и Дидро привело к ряду конфликтов, подробно описанных в Исповеди.

Настоящим успехом стала опера "Le devin du village" (Деревенский колдун), впервые исполненная 18 октября 1752 года в Фонтенбло. Это небольшое сочинение, построенное на итальянском интермеццо, полностью вокально, с речитативами под бассо континуо и сопровождением скрипки, флейты и гобоя. Опера выдержала огромный успех и оставалась в репертуаре Парижской оперы более шестидесяти лет.

Творчество

Руссо не только писал музыку, но и сформировал целостную философско-эстетическую систему, оказавшую огромное влияние на европейскую музыкальную мысль XVIII века.

В 1748–1749 годах он по поручению Дидро подготовил музыкальные статьи для "Энциклопедии" (Encyclopédie), подписанные буквой «S». Его критика гармонической системы Рамо вызвала ожесточённую полемику, кульминацией которой стала "Querelle des Bouffons" (Ссора буффонов) — знаменитый спор между сторонниками французской и итальянской музыки. Руссо выступил с "Lettre sur la musique française" (Письмо о французской музыке, 1753), где резко осудил французскую музыку как искусственную и вычурную, противопоставив ей итальянскую, основанную на естественной мелодии и выразительности голоса.

Он утверждал, что музыка берёт начало в первозданной мелодии — «языке сердца» — и тесно связана с речью и человеческими страстями. Эта идея подробно изложена в трактате "Essai sur l’origine des langues" (Опыт о происхождении языков, 1756–1761), где Руссо противопоставил мелодию (естественную, духовную) гармонии (искусственной, рациональной).

В трактате "Lettre à d’Alembert sur les spectacles" (Письмо к д’Аламберу о зрелищах, 1758) он распространил свои взгляды на театр и оперу, осуждая театральное искусство как «ложное представление» и противопоставляя ему идеал простоты, искренности и народного единства. Его эстетика строится на идее возвращения к естественности, подлинному чувству и искреннему выражению.

Руссо также работал как музыкальный копиист и сочинял музыку в свободное время. Помимо опер, он создал несколько мотетов, инструментальных пьес и песен. Его сценические произведения часто содержат элементы морализаторской драмы и пасторали, отражая философию «естественного человека».

Произведения

Сценические сочинения:

  • "Iphis et Anaxarète" (Ифис и Анаксарета, лирическая трагедия, Шамбери, ок. 1740, музыка утрачена)
  • "La découverte du nouveau monde" (Открытие Нового Света, лирическая трагедия, Лион, 1741, музыка утрачена)
  • "Les muses galantes" (Галантные музы, опера-балет, Париж, ок. 1745, сохранилась увертюра "Hésiode"Гесиод)
  • "Les fêtes de Ramire" (Празднества Рамира, балет, 1745, переработка "La princesse de Navarre" (Принцесса Наваррская) Рамо, музыка утрачена)
  • "Le devin du village" (Деревенский колдун, интермедия, 1752)
  • "Pygmalion" (Пигмалион, сценическая лирическая пьеса, Лион, 1770, совместно с Горацием Куанье)
  • "Daphnis et Chloé" (Дафнис и Хлоя, пастораль, незавершена, 1779)

Вокальные произведения:

  • "Salve Regina" (Радуйся, Царица Небесная, 1752)
  • "Ecce sedes hic tonantes" (Вот престолы громогласные)
  • "Quam dilecta tabernacula" (Как возлюблены жилища Твои, 1769)
  • "Quomodo sedet sola civitas" (Как одиноко сидит город, 1772)
  • "Principes persecuti sunt" (Князья преследовали меня)
  • "Canzoni da batello" (Лодочные песни, 1753)
  • "Les consolations des misères de ma vie" (Утешения бед моей жизни, сборник романсов, 1781)
  • "Recueil de chansons" (Сборник песен, 1770-е)

Инструментальные произведения:

  • "Symphonie à cors de chasse" (Симфония с охотничьими рожками, 1751, утрачена)
  • "Carillon" (Карильон, приложение к Музыкальному словарю, 1768)
  • "Air de cloches" (Колокольная мелодия)
  • "Sonate" (Соната для двух скрипок и баса, утрачена)

Музыкально-теоретические труды

  • "Projet concernant de nouveaux signes pour la musique" (Проект о новых знаках для музыки, 1742)
  • "Dissertation sur la musique moderne" (Рассуждение о современной музыке, 1743)
  • "Lettre sur la musique française" (Письмо о французской музыке, 1753)
  • "Examen de deux principes avancés par M. Rameau" (Исследование двух принципов, выдвинутых господином Рамо, 1755)
  • "Essai sur l’origine des langues" (Опыт о происхождении языков, 1753–1756)
  • "Lettre à d’Alembert sur les spectacles" (Письмо к д’Аламберу о зрелищах, 1758)
  • "Dictionnaire de musique" (Музыкальный словарь, Париж, 1768) — одно из первых современных справочных изданий по музыке
  • "Lettre à M. Burney sur la musique" (Письмо к господину Бёрни о музыке, ок. 1777)

Значение и наследие

Жан-Жак Руссо оказал огромное влияние на музыкальную эстетику XVIII века и на развитие предромантического мировоззрения. Его "Музыкальный словарь" стал важнейшим трудом, систематизировавшим понятия музыкальной теории и эстетики, и оказал влияние на последующие поколения мыслителей и музыкантов, включая Канта и Гердера.

Идеалы простоты, естественности и эмоциональной искренности, провозглашённые Руссо, подготовили почву для возникновения музыкального сентиментализма и романтизма. Он изменил само понимание музыки — из науки о гармонии она превратилась в искусство выражения человеческих чувств.

Ноты сочинений Жан-Жака Руссо на сайте библиотеки IMSLP