Руссо, Жан
1644 - 1699
Назад
Rousseau, Jean

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Жан Руссо был французским виолистом, теоретиком музыки и композитором конца XVII века. Он родился в Мулене, где, вероятно, получил свои первые музыкальные уроки у Жака Жоли, маэтра музыки при церкви Нотр-Дам в Мулене.
В 1676 году Руссо переехал в Париж и поселился в доме мастера по изготовлению лютен и виол Мишеля Коллишона. Здесь он познакомился с выдающимися виолистами своего времени — Дюбюссоном и Маси. В течение трёх лет Руссо изучал игру на виоле, завершив обучение месячным курсом у знаменитого мастера Сент-Коломба, чьё влияние стало решающим в формировании его исполнительского и педагогического стиля.
Вклад Руссо в музыкальную теорию и исполнительскую практику оказался весьма значительным. Его труд Méthode claire, certaine et facile pour apprendre à chanter la musique (Ясный, надёжный и лёгкий метод для обучения пению музыки), посвящённый Мишелю Ламберу, содержит ценные сведения об орнаментике и соотношении метра и темпа. В нём Руссо впервые во Франции систематизировал различие между мажорными и минорными ладами, что сделало трактат одним из важнейших музыкально-теоретических трудов эпохи.
Этот труд был опубликован не только в Париже, но и в Амстердаме, а ссылки на него в трудах Иоганна Вальтера и Иоганна Маттезона (Der vollkommene Capellmeister) свидетельствуют о его влиянии за пределами Франции.
В 1687 году Руссо опубликовал свой знаменитый трактат Traité de la viole (Трактат о виоле), который он посвятил своему учителю Сент-Коломбу. В нём Руссо защищал новаторский метод постановки левой руки, предложенный Сент-Коломбом, который облегчал исполнение в мелодическом стиле (jeu de mélodie). Он подробно и последовательно опровергал критику, высказанную Маси во вступлении к его сборнику Pièces de violle (Пьесы для виолы, 1685).
В 1688 году Руссо издал полемический памфлет Réponse à la lettre d'un de ses amis qui l'avertit d'un libelle diffamatoire que l'on a écrit contre luy (Ответ на письмо друга, который предупредил его о клеветническом памфлете, написанном против него), в котором вызвал Маси на музыкальный поединок.
В своём Traité de la viole Руссо также включил исторический обзор развития виолы во Франции, описав конструкцию инструмента и влияние английской школы виолы, упомянув Томаса Янга, Генри Батлера и Джона Прайса. Раздел о технике и штрихах является одним из самых обстоятельных до трудов Этьена Люлье. В части, посвящённой орнаментике, Руссо опирался на традицию лютни и рекомендовал применять элементы вокальной орнаментики в инструментальной игре.
К сожалению, до нашего времени не сохранилось ни одного музыкального произведения Жана Руссо. Известно лишь либретто сочинения 1686 года, посвящённого празднованию отмены Нантского эдикта. Упоминания о других его опубликованных произведениях, встречающиеся у Фетиса, считаются недостоверными.