Рост, Франц
1640 - 1688
Назад
Rost, Franz

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Франц Рост — немецкий переписчик нот и, возможно, композитор XVII века. Вероятно, он обучался в иезуитском колледже в Баден-Бадене и пел в коллегиальной церкви города. В 1653 году начал обучение игре на органе, а, возможно, также и на скрипке. Возможно, обоим инструментам его обучал кантор коллегиальной церкви, должность которого Рост позже занял. Он также принял церковные обеты.
Примерно с 1660 года Рост, по-видимому, получил поручение — возможно, от маркграфа Баден-Бадена для придворного использования — переписывать трио-сонаты выдающихся композиторов того времени. Позднее он смог забрать свой манускрипт, так называемый «Манускрипт Роста», при переходе на церковную должность в церкви Сен-Пьер-ле-Вьё, Страсбург, что позволило сохранить его от уничтожения резиденции маркграфа в 1689 году. Манускрипт был впоследствии приобретён Броссаром у наследников Роста, а в 1726 году передан в Королевскую библиотеку Парижа (ныне Библиотека Националь, где хранится под номером Rés.Vm7653).
Манускрипт Роста включает 157 произведений, большинство из которых — сонаты или сонатоподобные пьесы. В нём указаны 27 композиторов, 28 произведений имеют итальянское происхождение, а 81 пьеса анонимна, часть из которых, возможно, принадлежит самому Росту. В связи с тем, что маркграфы были погребены в коллегиальной церкви, коллекция содержит множество tombeaux и траурных произведений, а также несколько церковных сонат.
Кроме того, манускрипт включает камерные сонаты, преимущественно для двух скрипок и basso continuo, а также комическую и развлекательную музыку, такую как Polish bagpipe (Польская волынка), многочисленные каприччио Розенмюллера и Зампони, а также множество battaglias, включая произведения Шмельцера, Николаи и младшего Штосса из капеллы Дюссельдорфа.
Наиболее часто в манускрипте встречается Карл Розьер — 22 произведения, за ним следуют Шмельцер (18 произведений), Казцати (14) и Толета (12). Среди других известных композиторов представлены Витали и Бертали — по четыре произведения, Розенмюллер — три. Также есть по одному произведению более чем у дюжины композиторов, включая Фукса, Керлла, И.П. Кригера и Карассими, у которого представлена единственная мотетная пьеса — сольная рождественская Salve, puellulae regalis animi (Приветствую, девочка с королевским духом).
Манускрипт также содержит произведения Зампони и Бальтазара Ричарда из Брюсселя, а также поляка Марцина Мельцевского. Такое разнообразие авторов отражает широкий круг музыкальных источников, к которым обращался Рост. Это объясняется, по всей вероятности, тем, что многие дворы поддерживали дружеские связи с молодым маркграфом, известным как «Туркенлуис», и предоставляли ему рукописи для переписывания. Особое внимание уделялось произведениям композиторов Габсбургского двора: в манускрипте представлены работы 13 немецких и двух итальянских композиторов, работавших в Вене.
Ноты сочинений Франца Роста на сайте библиотеки IMSLP