Росси, Саламоне
1570 - 1630

Назад

Rossi, Salamone

  • Дата рождения: 19 августа 1570?
  • Место рождения: Мантуя?
  • Дата смерти: около 1630?
  • Место смерти: Мантуя?

Биография

С учётом того, что его первая опубликованная работа, Canzonette 1589 года, включает 19 пьес, была посвящена 19 августа 1589 года и содержит содержание, первые буквы которого образуют акростих VIVAT S R, вероятно, Саломоне Росси родился 19 августа 1570 года. Ранее утверждалось, что он был сыном известного историка Азарии де Росси, однако сам Азария в своей работе Meor enayim (Мантуя, 1573) писал, что у него нет выживших сыновей. Теория о том, что существовало два композитора с этим именем, ныне считается неверной, поскольку основывалась главным образом на том, что в своих посвящениях Росси называл и Canzonette, и Il primo libro de madrigali a 5 voci своими первыми произведениями.

Считается, что Росси родился в Мантуе. Он провёл всю свою профессиональную карьеру в этом городе и имел тесные связи с двором Гонзага. Возможно, он был слишком молод для участия в антологии L’amorosa caccia (Венеция, 1588), однако его первые три публикации показывают контакт с двором: книга Canzonette посвящена герцогу Винченцо Гонзага и открывается пьесой в честь герцога и герцогини; первая книга пятичастных мадригалов также посвящена Винченцо с благодарностью за полученные знания; вторая книга посвящена маркизу Паллацуоло, видному члену мантуанского двора.

Росси пользовался уважением у герцога Винченцо: обязательное ношение жёлтой нашивки, введённое для еврейской общины, было в его случае смягчено герцогским указом в 1606 году; это привилегия была подтверждена новым герцогом Франческо II через шесть дней после его вступления на престол в 1612 году. Позднее отношения Росси с двором, вероятно, ослабли, так как он больше не посвящал свои произведения Гонзага или членам двора, что соответствует общему впечатлению о снижении музыкальной активности после смерти Винченцо.

Несмотря на хвалебное посвящение первой книги пятичастных мадригалов, не следует считать, что Росси был постоянным или официальным членом музыкального двора Гонзага, хотя он получал зарплату за отдельные годы. Комментарий Лео да Модена о том, что он «добился своим талантом позиции среди певцов хора герцога Мантуи», отражает скорее его высокий уровень и мастерство, так как в архивах Мантуи он зафиксирован только как случайный инструменталист, не числится в платёжных ведомостях базилики Святой Барбары и, вероятно, был бы лишён такой должности из-за своей еврейской веры.

Хотя Росси не был одним из семи придворных виолистов, его имя встречается в регистрах музыкантов-экстраординариев между 1587 и 1600 годами, а также в записи о выплате за игру на виоле в 1622 году. Скорее всего, его основные профессиональные связи были с одной из еврейских театральных трупп, играющих важную роль в мантуанской театральной жизни как в гетто, так и среди христианского сообщества и при дворе. Это подтверждается меморандумом Карло Росси герцогу от 27 февраля 1608 года, в котором сообщается, что Саломоне выбран композитором первого из пяти интермедий к комедии Гуарино L’idropica, запланированной для показа 2 июня 1608 года на праздновании брака Франческо Гонзага с Маргаритой Савойской.

Он также участвовал в создании балетто к сценической музыке La Maddalena Дж. Б. Андрени, представленной в 1617 году. В 1612 году Алессандро Пико, князь Миранделы, которому Росси посвятил третью книгу пятичастных мадригалов, попросил, чтобы он и его «группа музыкантов» отправились в Миранделу для развлечения герцога Модены и других гостей.

Скорее всего, кроме своей сестры, виртуозной певицы по имени Мадама Европа, Росси не был связан с другими мантуанскими музыкантами с фамилией Росси. Мадама Европа также служила при дворе Мантуи, вероятно, недолго. Она является единственной известной профессиональной еврейской певицей того времени. Её имя, вероятно, было дано при рождении, а не являлось псевдонимом. Мантуанский хронист Федерико Фоллино писал о ней: «В своём качестве женщины, хорошо понимающей музыку, она пела с величайшим удовольствием слушателей и с их ещё большим восхищением, обладая деликатным и сладким голосом».

Творчество

Музыка Росси часто неверно трактуется из-за чрезмерного акцента на «прото-барочные» черты. Его пятикнижные сборники пятичастных мадригалов написаны в лёгком, звучном стиле, напоминающем пасторальный стиль Маренцио и раннего Монтеверди. Вторая книга мадригалов (1602) содержит партию basso continuo, следуя эксперименту с аккомпанементом для киттароне в первой книге (1600). Это первые опубликованные примеры мадригалов с континуо, хотя они не слишком смелые.

Современные исследования показывают, что сопровождение вокальной музыки инструментами было уже устоявшейся практикой. Во второй книге партия континуо напечатана не отдельно, а напротив кантус-партии, как в традиционных таблатурах для лютни. Фигурные обозначения встречаются лишь в последних двух книгах (1610, 1622). Консерватизм музыки характерен и для четырёхчастной книги 1614 года, что делает её архаичной для времени: после 1600 года было опубликовано мало четырёхчастных сборников, в основном неаполитанскими и сицилийскими композиторами.

Тексты в сборниках в основном принадлежат Гуарино, включая семь из Il pastor fido. Исследователи считают, что большинство мадригалов датируется 1600–1603 годами, что подтверждается популярностью пьесы в Мантуе и интересом к публикации в Венеции 1602 года. Пятый сборник содержит мадригали концертати, сохранилась только партия континуо, а в первой книге есть шесть аналогичных произведений, которые можно исполнять как пятью голосами, так и соло.

Еврейская коллекция Hashirim asher lish’lomo («Песни Соломона») включает 33 полифонических сочинения на тексты псалмов, гимнов и синагогальной музыки. Исследования показывают, что этот сборник не является уникальным примером концертной музыки до реформ XIX века. Стиль музыки отражает влияние коллег из Мантуи, особенно Монтеверди, а также в трёхчастных произведениях — балетто и канцонетты Гастольди. В произведениях для больших составов заметно влияние венецианской школы.

В более лёгких вокальных произведениях и инструментальной музыке Росси проявляет себя как новатор и провидец. Книга трёхчастных канцонетт включает различные музыкальные и поэтические типы, большинство из которых — настоящие строфические канцонетты для двух высоких голосов и тенора или баритона. Среди произведений Voi che seguit’il ciec’ardor выделяется использованием терца рима с акцентированными ритмами, а Mirate che mi fa почти является мадригалом в трёх частях.

Главное достижение Росси — трансформация инструментальной канцоны с однородной текстурой в трио-сонату с равноправными верхними партиями и поддерживающим басом. Этот процесс развивался под влиянием певцов при дворах Феррары и Мантуи в 1580–1590-х годах. Многие танцевальные движения демонстрируют поляризацию верхних и нижних голосов и иногда названы в честь представителей дворянства или других композиторов, например La Cecchina (Франческа Каччини).

Хотя партия киттароне не имеет фигур, она функционирует как континуо, а динамические обозначения подчеркивают формирование инструментальной музыки как отдельного жанра. Синфонии могут рассматриваться как инструментальные прелюдии или риторнелло в духе ричеркаров лютнистов или инструментальных риторнелло в мадригалях Людовико Агостини. Эти синфонии тесно связаны по текстуре и структуре с Canzonette 1589 года, что доказывает влияние одного стиля на другой. Madrigaletti 1628 года с двумя строфическими ариями и короткими инструментальными риторнелло — ранние образцы дуэтов, которые затем успешно развивали Монтеверди, Кариссими и Луиджи Росси.

Несмотря на новаторство, современники Росси предпочитали сравнительно мягкий стиль концертных пьес из первого сборника пятичастных мадригалов. Музыка Росси оказала влияние на английских композиторов: Уилкс использовал его настройки текстов в Ayeres or Phantasticke Spirites (1608), которые близки к канцонеттам Росси.

Произведения

Светская вокальная музыка

  • Il primo libro delle canzonette (Первая книга канцонетт, 3 голоса, 1589)
  • Il primo libro de madrigali … con alcuni di detti madrigali nel chittarrone (Первая книга мадригалов … с некоторыми из этих мадригалов для киттароне, 5 голосов, 1600)
  • Il secondo libro de madrigali (Вторая книга мадригалов, 5 голосов, континуо … и диалог на 8 голосов в конце, 1602)
  • Il terzo libro de madrigali, con una canzona de baci nel fine (Третья книга мадригалов с canzona de baci в конце, 5 голосов, континуо, 1603)
  • Il quarto libro de madrigali (Четвёртая книга мадригалов, 5 голосов, континуо, 1610)
  • Il primo libro de madrigali (Первая книга мадригалов, 4 голоса, континуо, 1614)
  • Il quinto libro de madrigali (Пятая книга мадригалов, 5 голосов, континуо, 1622)
  • Madrigaletti per cantar a due soprani o tenori (Мадригалетти для исполнения двумя сопрано или тенорами, 2 голоса, 1628)
  • Balletto (Балетто, 3 голоса, 1617)

Религиозная вокальная музыка

  • Hashirim asher lish’lomo (Песни Соломона, 3–8 голосов, 1622–1623)

Инструментальная музыка

  • Il primo libro delle sinfonie e gagliarde … per sonar (Первая книга симфоний и галярд для исполнения, 2 альта/корнетты, киттароне/другие инструменты, 1607)
  • Il secondo libro delle sinfonie e gagliarde, a 3, per sonar … con alcune delle dette a 4–5, ed alcune canzoni per sonar, a 4, nel fine (Вторая книга симфоний и галярд для трёх исполнителей … с некоторыми для 4–5 исполнителей и некоторыми песнями для исполнения на 4 голоса в конце, 1608)
  • Il terzo libro de varie sonate, sinfonie, gagliarde, brandi e corrente (Третья книга различных сонат, симфоний, галярд, бранди и коррент, 2 альта, киттароне/другие инструменты, 1623)
  • Il quarto libro de varie sonate, sinfonie, gagliarde, brandi e corrente (Четвёртая книга различных сонат, симфоний, галярд, бранди и коррент, 2 скрипки, киттароне, 1622)

Ноты сочинений Саламоне Росси на сайте библиотеки IMSLP