Росси, Микеланджело
1601 - 1656
Назад
Rossi, Michelangelo

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Сведения о жизни Микеланджело Росси содержат значительные пробелы, и тот факт, что два, а возможно, и три современных итальянских скрипача (включая самого Росси) были известны под именем Микеланджело (или Michelagnolo) del Violino, ставит под сомнение часть ранее принятой информации. Можно предположить, что Росси получил своё первоначальное музыкальное образование в Генуе, где он был помощником органиста своего дяди Лелио, брата сервитов, в кафедральном соборе Сан-Лоренцо. Также возможно, что он обучался у Симоне Молинаро, который в 1613 году опубликовал мадригалы Джезуальдо.
Наиболее документированы и важны для понимания музыкального наследия Росси три периода его пребывания в Риме. В первый период, 1624–1629 годы, он находился на службе у кардинала Маурицио Савойского, главным образом в Риме, но также и в Турине, где выступал в феврале 1628 или 1629 года. Мадригалист Сигизмондо д’Индия и поэт Фульвио Тести также были членами двора Савойи; так как мадригалы Росси схожи с произведениями д’Индии, а один из текстов мадригалов принадлежит Тести, вероятно, что большинство мадригалов Росси было создано до 1629 года. Сообщение о Микеланджело, который умело играл на скрипке и путешествовал из Генуи в Неаполь с аристократом Джан Винченцо Империале в январе 1628 года, не может относиться к Росси, так как в это время он всё ещё служил у кардинала Маурицио. По сообщениям, Росси внезапно и при унижении покинул службу у кардинала.
Во второй римский период, 1630–1633 годы, Росси находился на службе у Таддео Барберини. В это время он создал оперу Erminia sul Giordano (Эрминия на Иордане), как минимум один мадригал и, вероятно, сборник клавирной музыки Toccate e correnti d'intavolatura d'organo e cembalo (Токкаты и корренты для органа и клавесина). Он также был органистом в церкви Сан-Луиджи-дей-Франчези (и главным скрипачом на праздничных службах) с марта 1630 по декабрь 1632 года. Во время карнавала 1633 года Росси выступил в финальном акте Erminia в образе Аполлона, окружённого зефирами, разбрасывающими цветы; его возили в колеснице над сценой, и «сверкая ярчайшим блеском, он исполнял на скрипке композицию неоценимой мелодичности». Это событие запечатлено на одной из пяти роскошных гравюр, вероятно, Андреа Камассеи, в печатной партитуре Erminia (1637).
В 1634 году по приказу Антонио Барберини Росси отправился из Рима в Париж в свите Джулио Маццарини (позднее кардинала Мазарини), но на пути в Реджо-нель-Эмилия он покинул поездку и присоединился к двору Франческо I д’Эсте. На службе при дворе Эсте в Модене (1634–1638) Росси создавал музыку для оперы-турнира Andromeda (Андромеда), исполненной во время карнавала 1638 года в Ферраре. После 1638 года достоверной информации о местонахождении или деятельности Росси нет до появления его имени в римских приходских документах для церкви SS Apostoli в 1649 году. С 1649 по 1655 годы он жил во дворце Камилло Памфили (ныне Palazzo Doria Pamphili). Композитор умер в 1656 году, проведя последние месяцы в доме Тимотео Ксименеса на Страда Грегориана, вероятно, с женой и детьми.
Объявление о смерти Росси было необычно подробным. Естественно, в нём отмечалась его репутация как скрипача: «выдающийся в искусстве музыки и особенно в игре на скрипке», но включение деталей обряда последних таинств может указывать на то, что Росси считался необычайно набожным человеком. Необычно, что в объявлении указывалась капелла, в которой был похоронен Росси в церкви Сан-Андреа-делле-Фратте – капелла ордена Миними. Связь между виртуозным скрипачом и Миними кажется маловероятной, так как Миними известны аскетизмом и отказом от всего изысканного и художественного, включая музыку. Тем не менее, один видный деятель музыкальных кругов Рима XVII века был Миним – теолог, философ и музыкальный теоретик Марин Мерсен.
Росси дважды упоминается в качестве участника инструментального трио: на гравюре в образе Аполлона в Erminia sul Giordano рядом с ним находятся арфист и лютнист, а Афанасий Кирхер описывал странные и глубокие впечатления от частного исполнения Росси вместе со скрипачом Сальватором Маццелой и лютнистом Лелио Колистой. Из описания Кирхера следует, что использованные инструменты (две скрипки и инструмент для континуо) точно соответствовали трио-сонате, которая станет популярной в последующие десятилетия. Так как Колиста, младший Росси на 27 лет, жил с ним во дворце Памфили в 1653 году, можно предположить, что секретный концерт Кирхера состоялся именно тогда.
Вклад Микеланджело Росси в три основных музыкальных жанра отражает эволюцию каждого из них: в 1630-е годы клавирная токката находилась на пике своего развития, полифонический мадригал уже переживал свою золотую эпоху, а итальянская опера находилась на ранней стадии формирования.
Сохранились три отдельных издания единственного сборника клавирной музыки Росси Toccate e correnti (Токкаты и корренты), включающего по десять пьес в каждом жанре. Одно из изданий использует титульный лист из издания, утраченное в оригинальной форме. Два издания, вероятно, были подготовлены в 1630-е годы: одно с гербом Альдобрандини, другое – с гербом кардинала Антонио Барберини; ещё два издания, скорее всего, посмертные. Все они выполнены в технике медной гравюры и близки по стилю к изданиям клавирной музыки Фрескобальди.
Токкаты Росси принадлежат к полностью зрелому жанру, развитие которого в значительной степени обязано Меруло и Фрескобальди, но его стиль уникален. Независимо от того, создавались ли они в сложных витиевых линиях или внезапно переходили в необычные тональности, хроматические и декларативные разделы Росси уравновешиваются протяжными мелодическими и гармонически устойчивыми имитационными секциями. Он ввёл крайне хроматическое измерение, которое черпает влияние как из его собственных мадригалов и мадригалов Джезуальдо и д’Индии, так и из токкат других композиторов. Возможно, Росси сознательно использовал особенности равномерно-звукостной системы для обогащения гармонического словаря.
Другим композитором, чьи токкаты наиболее напоминают токкаты Росси, является И. И. Фробергер, который учился в Риме у Фрескобальди с 1637 по 1640 (или 1641) годы. Хотя они явно итальянского происхождения, токкаты Фробергера имеют ярко выраженную секционную структуру, редко встречающуюся у Фрескобальди и лишь начинающую формироваться в токкатах Росси. Секции Росси не используют общие материалы с другими секциями (за исключением унифицирующих скачков октав в пятой токкате и терций в шестой), он применял большее количество мотивов и развивал каждый из них менее полно. Четкое разделение на секции, регулярные узоры в имитационных частях и резкие, кажущиеся произвольными, гармонические изменения характеризуют токкаты Росси.
Корренты, напротив, компактны и тщательно выстроены; они, возможно, были включены в сборник для расширения его привлекательности для менее опытных исполнителей. Танцевальный характер коррент может напоминать о скрипичной музыке Росси, произведения которой до нашего времени не сохранились.
Благодаря высокому качеству гравированных изданий XVII века клавирная музыка Росси стала наиболее известной в XX веке. Первая и девятая токкаты, а также первая, вторая и пятая корренты были аранжированы для фортепиано Белаем Бартоком, который включал их в свои концерты, а печально знаменитая хроматическая седьмая токката часто исполняется и сегодня.
Несмотря на то, что многие инструментальные пьесы приписываются Росси, они не входили в издания XVII века: четыре токкаты, два версетто и набор из четырёх партит на тему Romanesca (Романеска). Хотя в них встречаются отдельные стилистические черты Росси, их подлинность вызывает сомнения. Незавершённая пьеса под названием Ballo di Michel Angelo del Violino (Бал Микеланджело дел Виолино) маловероятно принадлежит Росси.
Хотя никогда не публиковавшиеся, сборник из 32 пятиголосных мадригалов Росси тщательно продуман в двух книгах. Один источник является аккуратной рукописной партитурой. Использование традиционных текстов мадригалов (большинство из них Гуарино, включая часто исполняемые Ah, dolente partita (Ах, скорбная пьеса) и Cor mio, deh non languire (О, сердце моё, не вянь)) и включение двух теноров вместо двух сопрано выглядят старомодно, а крайняя хроматичность обращает взгляд к Джезуальдо. Манера письма достаточно смела, чтобы вызывать сравнения с д’Индией, а маньеристские черты указывают на феррарских композиторов Луццаски и Фонтанелли. Тем не менее, стиль мадригалов Росси разнообразен и не полностью заимствован.
Среди наиболее оригинальных примеров – обработка текста Фульвио Тести O prodighi di fiamme (О, чудеса пламени), которая, несмотря на начало в тональности соль и окончание в фа, хорошо продумана и исполнена: чёткое мелодическое направление, контрастные аккордовые и контрапунктические секции и выразительная работа с текстом мастерски соединены. Предпоследний мадригал Mentre d'ampia voragine tonante (Пока гремит широкая пропасть) также необычен: он явно диатонический с краткими аккордовыми паузами, которые весьма хроматичны. Каскадные шестнадцатые точно передают движение ветра, падающих камней и грохочущего водоворота, упомянутого в тексте неаполитанца Джованни Баттиста Басиле, брата знаменитой певицы Адрианы Басиле.
За исключением двух опер Росси, точные обстоятельства создания его музыки неизвестны. Тем не менее, один мадригал посвящён конкретному событию – извержению Везувия в 1631 году, что позволяет предположить, что Росси завершил сборник в годы службы у Барберини (1630–1633), добавив Mentre d'ampia voragine tonante в последней попытке получить покровительство кардинала Антонио для публикации. Стихотворение включено в сборник, посвящённый Антонио – Scelta di poesia nell'incendio del Vesuvio fatta dal sig. Urbano Giorgi (Выбор стихов о извержении Везувия составленный Урбано Джорджи, Рим, 1632). Рукописная партитура в аккуратной копии украшена гербом королевы Кристины Шведской, на переплёте, относящемся к папству Джулио Роспильози (Клеменс IX).
Личный стиль Росси определяется мадригалами и токкатами, а не операми. Erminia sul Giordano (Эрминия на Иордане) на либретто Джулио Роспильози по мотивам Освобождённой Иерусалима Тассо была создана для Анны Колонна по заказу её мужа Таддео Барберини. Премьера состоялась на карнавале 1633 года во дворце Барберини на Четырёх Фонтанах; опера была опубликована в 1637 году Масотти. Известны отдельные данные о составе исполнителей, а также сведения о выплате за декорации и другие материалы; работа упоминается в письмах и аввизи современников. Обе оперы Росси, Erminia и Andromeda (Андромеда), использовались как средство для демонстрации эффектных сценических машин, разработанных Франческо Гвитти. Хоры дают одни из лучших музыкальных моментов Erminia, которые Доньи сравнивал с мелодичными мадригалами, но мнение о том, что наиболее запоминающимся в опере были именно декорации, имеет основание. Музыка Andromeda не сохранилась, но либретто Асканио Пио Савойского было опубликовано в 1639 году вместе с подробным описанием и комментариями феррарского джентльмена Игнацио Тротти.
Оперы
Мадригалы
Для сопрано, альта, двух теноров и баса, если не указано иное.
Другие произведения
Сомнительные произведения:
Ноты сочинений Микеланджело Росси на сайте библиотеки IMSLP