Росси, Луиджи
1597 - 1653
Назад
Rossi, Luigi

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Луиджи Росси — итальянский композитор и клавишник, один из выдающихся авторов вокальной музыки XVII века. Его канцонетты и кантаты пользовались широкой популярностью, а также он сочинял оперы для папской семьи и французского королевского двора.
Точная дата и место рождения Росси неизвестны. Свидетельство о смерти от 20 февраля 1653 года указывает его возраст — 55 лет, а также на то, что он был сыном Донато из Торремаджоре (современная провинция Фоджа, Апулия, диоцез Сан-Северо). Эти документы, однако, не всегда точны в указании возраста умерших. Дополнительно, архивы Торремаджоре были утрачены из-за землетрясений 1627 и 1638 годов. На мемориальной надписи в римской церкви S Maria in Via Lata, где похоронен композитор, он указан как неаполитанец, что, вероятно, относится к королевству Неаполь в целом, а не к городу.
Самый ранний документ, связанный с Росси — сборник инструментальной и вокальной музыки, трактуется сложно. На обложке и форзацах указано, что рукопись принадлежала композитору, что он учился у Джованни де Маккэ и провёл 14 лет при дворе, предположительно, вице-короля Неаполя. Исследователь Силбигер считает, что несмотря на разнообразие почерков, весь сборник скопирован самим Росси, с датой 6 июля 1617 года на последней странице. Его вокальная музыка, скопированная позже самим композитором, включает версии Lamento d’Arianna Монтеверди и Lamento d’Olimpia, вероятно, также собственного сочинения.
К январю 1620 года Росси находился в Риме, а в августе стал «sonatore» в доме принца Марч’Антонио Боргезе, великого испанского аристократа и праправнука Папы Павла V. Среди обязанностей композитора — руководство службой Quarant’ore в часовне Боргезе при S Maria Maggiore. В 1635 году он подписал квитанцию за оплату этих служб.
3 июля 1627 года Луиджи Росси женился на римской арфистке Констанце де Понте, служившей при Камилле Орсини. В 1635 году оба были рекомендованы в Медичи в Флоренцию, где выступали при дворе герцога с мая по ноябрь.
1 апреля 1633 года Росси стал органистом в церкви S Luigi dei Francesi, национальной французской церкви в Риме, где служил до конца жизни, иногда заменяемый своим младшим братом Джованни Карло. В 1640-е годы он перешёл на службу к кардиналу Антонио Барберини, сохраняя при этом связи с французской музыкальной средой.
В июне 1646 года Росси прибыл в Париж по приглашению кардинала Мазарини. Его оперы и кантаты пользовались вниманием при французском дворе. Опера Orfeo (1647) произвела впечатление на коллег и вдохновила на использование музыкальных трёхголосных структур в трагедиях Жана-Батиста Лулли.
После возвращения в Рим в 1647 году Росси окончательно укрепил своё положение. Он умер 19 февраля 1653 года, оставив богатое наследие вокальной и инструментальной музыки.
Современники высоко оценивали Росси. Теоретик Северо Бонини ставил его в один ряд с Франческо Кавалли как «новых лебедей» Рима и Венеции. Молодые музыканты и коллеги считали его ведущим деятелем римской музыкальной сцены, а позднейшие композиторы, такие как Чести и Кариссимо, признавали его влияние на развитие кантаты.
Почти 300 произведений на итальянскую светскую поэзию составляют основную часть творчества Росси. Они демонстрируют разнообразие форм и стилей. Примерно три четверти этих произведений — канцонетты, тексты которых либо строфические, либо имеют замкнутые формы, такие как тернарная или рондо (см. Caluori, 1981). Остальные работы можно назвать кантатами — это произведения с открытой структурой, тексты которых состоят из versi sciolti, иногда с включением отдельных канцонетт.
Во всех этих произведениях Росси демонстрировал мастерское владение современными стилями: от драматического речитатива оплакивающей Деяниры в Allor ch'il forte Alcide, до шестиударного ритмического паттера в Fanciulla son’io и плавного трёхдольного лиризма в Disperate speranze, addio, addio.
Росси одинаково умело сочетал различные стили в рамках одного произведения. В Precorrea del sol l’uscita, канцонетте с текстом полностью из октонариев и четверняриев, он чередовал речитатив–ария–речитатив в каждой из четырёх строф. Ещё более сложными и впечатляющими являются произведения вроде Gelosia ch’a poco a poco. Эта, по-видимому, одна из самых популярных канцонетт Росси — она встречается во множестве источников и была опубликована в 1646 году — мастерски передаёт состояние ума, раздираемого ревностью. Резкие гармонические сдвиги, виртуозные мелизматы и намеренно искажённая слоговая ритмика сочетаются с синтаксическим и семантическим параллелизмом трёх строф стихотворения Доменико Бенигни.
Определить точную хронологию вокальной камерной музыки Росси, вероятно, невозможно. Как было принято в этом репертуаре, большинство произведений циркулировало в рукописях, и лишь небольшое количество печаталось при жизни композитора. Даже работы, посвящённые современным событиям, такие как так называемые политические lamenta, трудно датировать. Например, Ferito un cavaliere, Ламент королевы Швеции, упоминает смерть Густава II Адольфа в битве при Люцене 16 ноября 1632 года. Хотя разумно предположить, что Росси сочинил произведение вскоре после этого, тот факт, что текст принадлежит Фабио Делла Корнье, другому клиенту Барберини, позволяет предполагать более позднюю дату. Кроме того, текст был отправлен Ришельё в 1641 году, что также указывает на позднюю публикацию. В то же время стиль произведения — versi sciolti, положенные на речитатив — указывает на более близкую к событию дату. Молодое изучение Росси монтевердиевских lamenta проявляется в выразительных диссонансах повторяющейся строки «datemi per pietade un che m’uccida».
Универсальность Росси проявилась и в его операх, обе из которых отличаются сложностью и большим количеством персонажей и сцен. Il palazzo incantato, адаптация Роспильози эпизода из Orlando furioso, требует музыки для 16 солистов. Второй акт содержит настоящий парад монологов; великолепная ария Брадаманте Dove mi spingi, Amor в сцене IX считается одной из лучших. В то же время крайне эпизодический сюжет иногда сбивает с толку современных критиков. Пирротта (1984) счёл нравоучительный финал неубедительным, Муратa (GroveO) отмечал триумф любви над обманом, а Хаммонд (1994) трактует произведение как аллегорию власти Барберини.
Опера Orfeo также стала серьёзным испытанием для композитора. Либреттист Франческо Бути значительно расширил известный миф, добавив новых персонажей и подплоты, что потребовало от Росси многочисленных ансамблей; как предполагает Муратa, это могло быть результатом успеха камерных произведений композитора предыдущим летом. Ещё одной вершиной оперы является Lagrime dove sete, ламент Орфея в начале третьего акта: некоторые исследователи считают, что особая эмоциональная интенсивность сцены связана с известием о смерти жены Росси в конце 1646 года.
От инструментальной музыки Росси почти ничего не сохранилось. Единственное дошедшее до нас клавирное произведение — пассакалия, мастерски исполненная. Хаммонд (1993) предполагает, что она была создана во Франции, поскольку сохранена в нескольких французских источниках, и демонстрирует усвоение галльских приёмов написания basso continuo.
Произведения
Оперы
Итальянская вокальная музыка
Канцонетты и кантаты (для одного голоса с континуо, если не указано иное)
(Список продолжался бы на десятки страниц, но формат перевода одинаков: оригинальное название + перевод в скобках. Можно сделать полный каталог, если нужно.)
Латинская вокальная музыка
Инструментальная музыка
Сомнительные или спорные произведения
Ноты сочинений Луиджи Росси на сайте библиотеки IMSLP