Россетер, Филип
1567 - 1623
Назад
Rosseter, Philip

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Филипп Россетер — английский придворный музыкант, композитор и театральный менеджер начала XVII века. В судебном разбирательстве по поводу Second Booke of Songs (Вторая книга песен) Джона Дауэланда в 1601 году он указал свой возраст как 33 года. В 1603 году Россетер был назначен лютнистом при дворе Якова I и занимал эту должность до своей смерти.
В феврале 1613 года он был одним из музыкантов (наряду с Джоном и Робертом Дауэландом и Томасом Фордом), участвовавших в Middle Temple and Lincoln’s Inn Masque (Маска в Среднем Храме и Линкольнс-Инн) Джорджа Чапмана.
Кроме музыкальной деятельности, Россетер занимался театральным менеджментом. В 1609 году он совместно с Робертом Кизаром основал театр на Уайтфриарс и возглавил компанию юных актёров, ранее известную как Children of the Queen’s Revels (Дети королевских развлечений). В 1608 году титул и королевское покровительство были временно отозваны из-за чрезмерной сатиричности некоторых постановок. С помощью сэра Томаса Монсона Россетер восстановил привилегии в 1610 году. В последующие годы компания объединилась с другими, а в 1614 году срок аренды Whitefriars Playhouse истёк. В 1615 году Россетер и партнёры получили разрешение на строительство нового театра Blackfriars, но местные возражения привели к сносу здания в момент его завершения в 1616 году. Компания была распущена в 1617 году, и связь Россетера с театром прекратилась.
Филипп Россетер был похоронен в церкви St Dunstan-in-the-West (Святого Дунстана на Западе) в Лондоне, от своего дома на Феттер-Лейн. В завещании упоминаются его жена Элизабет и сыновья Дадли и Томас.
Россетер наиболее известен своим сборником песен A Booke of Ayres, set foorth to be song to the Lute, Orpherian, and Base Violl (Книга песен для исполнения с лютней, орферианом и бас-виолой, 1601), посвящённым сэру Томасу Монсону, известному покровителю музыки. Сборник содержит 21 песню Россетера и 21 песню Томаса Кэмпиона. Ранее считалось, что тексты песен Россетера написаны Кэмпионом, однако эта точка зрения сейчас не поддерживается. Предисловие To the Reader (Читателю) возможно написано Россетером, хотя стиль и язык близки к письмам Кэмпиона, что делает вероятным авторство последнего.
Предисловие является своего рода гуманистическим манифестом, воспевающим простую песню и критикующим сложности контрапункта и мадригалистического «изображения слов». Песни Россетера короткие, с минимальным повторением фраз, преимущественно гомофонные по текстуре и умеренные в музыкальной передаче текста. Особенностью его изобретательности являются использование последовательности и лёгкие имитационные приёмы между мелодией и басом, например, в песнях Sweet, come again (Сладкая, вернись снова) и What is a day (Что такое день). В мажорных песнях встречается каденция на супертонике в конце первой фразы, как в If I urge my kind desires (Если я настаиваю на своих добрых желаниях). Ритмическая лёгкость и подвижность прослеживаются в If she forsake me (Если она меня оставит) и When Laura smiles (Когда улыбается Лаура). Эмоциональная тональность Россетера, наполненная мягкой меланхолией, наглядно выражена в What then is love but mourning (Что есть любовь, кроме печали).
В 1609 году Россетер опубликовал Lessons for Consort (Уроки для ансамбля), сборник музыки для смешанного ансамбля: лютня, бандора, ситтерн, флейта, трельная виола и бас-виола. Эти уроки — аранжировки Россетера на основе его собственных произведений и произведений других авторов. Сохранились лишь партии для флейты, ситтерна (неполные) и фрагменты партии лютни. Три сольные пьесы для лютни были включены в New Booke of Tabliture (Новая книга таблатуры) Уильяма Барли 1596 года.
Ноты сочинений Филипа Россетера на сайте библиотеки IMSLP