Россель (Аргелагос), Жоан
1724 - 1780

Назад

Rossell (Argelagós), Joan

  • Дата рождения: 1 апреля 1724 (крещение)
  • Место рождения: Барселона, Испания
  • Дата смерти: 30 марта 1780
  • Место смерти: Толедо, Испания

Биография

Жоан Россель — испанский композитор XVIII века. Его отец был тенором-солистом в церкви Санта-Мария-дель-Пи, а дед — клавесинистом в Барселонском соборе. В 1731 году Россель поступил в катедральный хор Барселоны в качестве эсколанета (хориста), где обучался у Франсеска Вальса и Жозепа Пиканьоля.

В 1746 году он стал maestro de capilla (капельмейстером) кафедрального собора Таррагоны, а осенью 1747 года переехал на Пальму-де-Майорку, где занял аналогичную должность в церкви Санта-Анна-де-ла-Альмудейна. С 1756 по 1757 год принимал участие в музыкальной полемике между Жозепом Дураном и Жауме Каселласом, в ходе которой Каселлас критиковал Дуранa за использование прогрессивных неаполитанских композиционных техник. Хотя стиль Росселя был полностью итальянским, он поддерживал консервативную позицию Каселласа, вероятно, из-за дружеских отношений с ним.

В 1763 году Россель стал maestro de capilla кафедрального собора Толедо, где оставался до своей смерти в 1780 году.

Творчество

Россель был плодовитым автором сакральной музыки. Его латинская церковная музыка выполнена в стиле позднего испанского барокко, чередуя stile antico с концертантным и полихоровым стилями. Большинство месс, псалмов и антифон предназначены для большого хора, часто разделённого на три или четыре группы, с инструментальными концертантными партиями. В этих произведениях сольные партии резко контрастируют с хоровыми.

В произведениях на народном языке (vernacular) Россель активно использует современные вокальные и инструментальные приёмы, подчёркивая драматизм текста. Наибольший талант композитора проявляется в villancicos (вилянсикос) и Lamentations (Плачи) для солистов. Вилянсикос и схожие жанры, такие как tonoi и romances (романсы), показывают влияние итальянской кантаты.

Его ранние villancicos, например Vuy que del amor divino (О, как от божественной любви, 1750), сохраняют традиционную структуру introducción, estribillo (вступление, припев) и coplas (строфы). В более сложных villancico-cantatas recitatives (речитативы) и arias (арии) заменяют estribillo и coplas. Некоторые вилянсикос включают музыкальные элементы испанского фольклора, такие как jácara и seguidilla.

Произведения

Латинская сакральная музыка:

  • Lamentations, 8 голосов, инструменты, 1746 (Плачи)
  • Misericordie Domini, 8 голосов, 1746 (Милости Господни)
  • Mass, 8 голосов, 1746 (Месса)
  • Beatus vir, 8 и 9 голосов, орган (Блаженный человек)
  • Dixit Dominus, 8 и 9 голосов, орган (Сказал Господь)
  • Exsultet mentis jubilo (гимн), 8 голосов (Да ликует радость души)
  • Lauda Jerusalem, 8 голосов (Хвали, Иерусалим)
  • Magnificat, 8 и 9 голосов, орган (Величит душа моя Господа)
  • Miserere, 8 голосов (Помилуй)
  • Nunc, 8 голосов (Сейчас)
  • Dominus ad adiuvandum, 8 голосов, орган, 1747 (Господь, приди на помощь)
  • Benedicamus Domino, 8 голосов, орган (Благословим Господа)
  • Credidi, 8 голосов, орган (Я веровал)
  • Laetatus sum, 8 голосов, орган (Я возрадовался)
  • Manum suam, альт, инструменты, 1746 (Свою руку)
  • Salve, SSSATB, орган, 1746 (Приветствуем)
  • Te lucis (гимн), SSAT, инструменты, 1751 (Тебе света)
  • Lamentatio in cena Domini, тенор, инструменты, 1767 (Плач на Тайной Вечере)
  • Subvenite sancti Dei, SATB, 1778 (Приди, святые Бога)
  • Missa gaudent in caelis, SATB, инструменты (Месса «Радуются на небесах»)
  • O sacrum convivium, SSAT, инструменты (О священное таинство)

Мотеты:

  • In perpetuum coronata, сопрано, инструменты, 1746 (Вечно венчанная)
  • Sancta et immaculata virginitas, SS, орган, 1746 (Святая и непорочная девственность)
  • Benedicta filia tua Domino, SS, орган, 1747 (Благословенна твоя дочь Господу)
  • O salutaris hostia, SA, инструменты, 1754 (О спасительная жертва)

Другие сакральные произведения:

  • Орáты (музыка утрачена): La reyna de los Angeles en su concepción purísma, 8 голосов, инструменты, 1757 (Королева ангелов в своей чистейшей непорочности)
  • Othoniel, 12 голосов, инструменты, 1760 (Отониэль)
  • La triunfadora de los imposibles, Santa Rita de Casia, 12 голосов, инструменты, 1760 (Победительница невозможного, Святая Рита Касийская)

Вилянсикос:

  • Desde el seno de los justos, 8 голосов, орган, 1746 (Из лона праведных)
  • Oid, Fieles, 8 голосов, инструменты, 1746 (Слушайте, верные)
  • Vuy que del amor divino, SATB, орган, 1750 (О, как от божественной любви)
  • Si al passo, ut, re, mi, 8 голосов, инструменты, 1763 (Если по шагу, ут, ре, ми)
  • Festivas zagalas, SATB, инструменты (Праздничные девицы)
  • Ay qué noche, 8 голосов, инструменты (О, какая ночь)
  • Serafín prodigioso, 8 голосов, инструменты (Чудесный Серафим)
  • Moradores del orbe, SSAT, инструменты (Обитатели Земли)

Мотеты и гозо:

  • Hoy, fieles, a Dimas da Christo el perdón, SAT, инструменты (Сегодня, верные, Димас прощает Христу)
  • Mi Jesús sacramentado, SS, орган (Мой Иисус в св. причастии)
  • Oh, Rey de corazones, SS, орган (О, Царь сердец)
  • Sia esse sancto sacramento, SSAT, инструменты, 1748 (Да будет это святое таинство)
  • Pregau per nos, SSAT, инструменты (Молись за нас)

Другие работы:

  • Fuga y cánon, 8 голосов, орган, 1763 (Фуга и канон)
  • Obra ad libitum, 8 голосов, инструменты, 1763 (Произведение на усмотрение)
  • Pare nostre, SATB, инструменты (Отче наш)