Жоан Россель — испанский композитор XVIII века. Его отец был тенором-солистом в церкви Санта-Мария-дель-Пи, а дед — клавесинистом в Барселонском соборе. В 1731 году Россель поступил в катедральный хор Барселоны в качестве эсколанета (хориста), где обучался у Франсеска Вальса и Жозепа Пиканьоля.
В 1746 году он стал maestro de capilla (капельмейстером) кафедрального собора Таррагоны, а осенью 1747 года переехал на Пальму-де-Майорку, где занял аналогичную должность в церкви Санта-Анна-де-ла-Альмудейна. С 1756 по 1757 год принимал участие в музыкальной полемике между Жозепом Дураном и Жауме Каселласом, в ходе которой Каселлас критиковал Дуранa за использование прогрессивных неаполитанских композиционных техник. Хотя стиль Росселя был полностью итальянским, он поддерживал консервативную позицию Каселласа, вероятно, из-за дружеских отношений с ним.
В 1763 году Россель стал maestro de capilla кафедрального собора Толедо, где оставался до своей смерти в 1780 году.
Творчество
Россель был плодовитым автором сакральной музыки. Его латинская церковная музыка выполнена в стиле позднего испанского барокко, чередуя stile antico с концертантным и полихоровым стилями. Большинство месс, псалмов и антифон предназначены для большого хора, часто разделённого на три или четыре группы, с инструментальными концертантными партиями. В этих произведениях сольные партии резко контрастируют с хоровыми.
В произведениях на народном языке (vernacular) Россель активно использует современные вокальные и инструментальные приёмы, подчёркивая драматизм текста. Наибольший талант композитора проявляется в villancicos (вилянсикос) и Lamentations (Плачи) для солистов. Вилянсикос и схожие жанры, такие как tonoi и romances (романсы), показывают влияние итальянской кантаты.
Его ранние villancicos, например Vuy que del amor divino (О, как от божественной любви, 1750), сохраняют традиционную структуру introducción, estribillo (вступление, припев) и coplas (строфы). В более сложных villancico-cantatasrecitatives (речитативы) и arias (арии) заменяют estribillo и coplas. Некоторые вилянсикос включают музыкальные элементы испанского фольклора, такие как jácara и seguidilla.
Beatus vir, 8 и 9 голосов, орган (Блаженный человек)
Dixit Dominus, 8 и 9 голосов, орган (Сказал Господь)
Exsultet mentis jubilo (гимн), 8 голосов (Да ликует радость души)
Lauda Jerusalem, 8 голосов (Хвали, Иерусалим)
Magnificat, 8 и 9 голосов, орган (Величит душа моя Господа)
Miserere, 8 голосов (Помилуй)
Nunc, 8 голосов (Сейчас)
Dominus ad adiuvandum, 8 голосов, орган, 1747 (Господь, приди на помощь)
Benedicamus Domino, 8 голосов, орган (Благословим Господа)
Credidi, 8 голосов, орган (Я веровал)
Laetatus sum, 8 голосов, орган (Я возрадовался)
Manum suam, альт, инструменты, 1746 (Свою руку)
Salve, SSSATB, орган, 1746 (Приветствуем)
Te lucis (гимн), SSAT, инструменты, 1751 (Тебе света)
Lamentatio in cena Domini, тенор, инструменты, 1767 (Плач на Тайной Вечере)
Subvenite sancti Dei, SATB, 1778 (Приди, святые Бога)
Missa gaudent in caelis, SATB, инструменты (Месса «Радуются на небесах»)
O sacrum convivium, SSAT, инструменты (О священное таинство)
Мотеты:
In perpetuum coronata, сопрано, инструменты, 1746 (Вечно венчанная)
Sancta et immaculata virginitas, SS, орган, 1746 (Святая и непорочная девственность)
Benedicta filia tua Domino, SS, орган, 1747 (Благословенна твоя дочь Господу)
O salutaris hostia, SA, инструменты, 1754 (О спасительная жертва)
Другие сакральные произведения:
Орáты (музыка утрачена): La reyna de los Angeles en su concepción purísma, 8 голосов, инструменты, 1757 (Королева ангелов в своей чистейшей непорочности)