Розье, Андре де
.... - 1672
Назад
Rosiers, André de

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Андре де Розьер, сеньор де Больё (Sieur de Beaulieu) — французский композитор середины XVII века. Он был одним из самых плодовитых и влиятельных авторов застольных и танцевальных песен в Париже 1630–1670-х годов. Несмотря на то что его фамилия иногда связывается с парижской семьёй музыкантов Розье, документальных подтверждений этому нет. Также не существует доказательств того, что он был потомком сеньора де Больё, участвовавшего в создании Balet comique de la Royne (Балетная комедия королевы, 1582).
О Розьере известно немного, однако его имя постоянно встречается в публикациях парижского издателя Робера Баллара, который признавал его единственным официальным автором во множестве сборников chansons pour danser et pour boire (песен для танцев и застолий). После публикации двух сборников четырёхголосных застольных песен под названием Les libertez (Вольности) композитор сосредоточился на сольных песнях, предназначенных для исполнения с лютней или без сопровождения, а также на дуэтах.
По словам самого автора, эти лёгкие и остроумные песни исполнялись при дворе за обеденным столом — не с художественной целью, а ради развлечения и поднятия настроения. Свои сочинения он посвящал влиятельным людям Франции — губернаторам провинций, придворным короля, военным чинам. Тексты его песен часто содержат политические намёки, отражающие важные события времени, например подписание Traité des Pyrénées (Пиренейского договора) или свадьбу Людовика XIV.
В ряде песен прославляется военная мощь французского монарха, как, например, в L’invincible Bourbon (Непобедимый Бурбон). Среди персонажей текстов встречаются поэты и литераторы, описывающие весёлые пиры и застолья (Коллетэ, Ботрю), а также придворные музыканты, такие как Лазарин и Гинган. Даже повара и виночерпии (Боке, Дю Валь, Герен, Фасио) становятся героями его песен.
Розьер был мастером лёгкого жанра и одним из основоположников французской застольной песни XVII века. Его творчество занимает особое место в истории французской светской музыки, находясь на грани между народной песней и придворной камерной лирикой. Несмотря на общую простоту, его песни отличаются разнообразием ритмических структур и изобретательной мелодичностью.
Застольные песни (chansons à boire) чаще всего писались для двух голосов (сопрано и баса), иногда в форме диалога, что предвосхищало развитие французского лирического театра. Танцевальные песни (chansons à danser), напротив, всегда были одноголосными и имели строгую симметрическую структуру, типичную для танцевальных жанров эпохи.
Примером такой формы служат песни Gardez vous bien (Берегитесь) и J’ayme le sexe des filles (Я люблю женский пол), построенные по четкой метрической схеме (2+2)–4–(4+4). В противоположность им, застольные песни нередко обладали асимметрией — например, Le premier mot quand on s’esveille (Первое слово, когда просыпаешься) имеет ритмический рисунок (3+3)–3½–(4+4).
Все его песни строятся по строфической форме и используют простые народные интонации. В басовых партиях некоторых песен проявляется раннее применение принципа basso continuo, что отражает зарождавшиеся в то время гармонические тенденции французской музыки.