Розье, Карл (Шарль)
1640 - 1725

Назад

Rosier, Carl (Charles)

  • Дата рождения: 26 декабря 1640
  • Место рождения: Льеж, Фландрия
  • Дата смерти: до 12 декабря 1725
  • Место смерти: Кёльн

Биография

Карл (Шарль) Розье — фламандский композитор и скрипач, большую часть своей жизни работавший в Германии. Около 1664 года он начал службу в качестве скрипача при дворе курфюрста Максимилиана Генриха в Бонне, а позднее занял должность вице-капельмейстера. С 1675 года Розье проживал преимущественно в Кёльне, однако с 1683 по 1699 годы активно работал также в Нидерландах, где пользовался высоким признанием как выдающийся скрипач и был близко знаком с композитором Каролусом Аккаром (Carolus Hacquart).

На титульном листе издания 1691 года он упоминается как вице-капельмейстер при дворе в Кёльне. В 1697 году Розье участвовал в деятельности collegium musicum в Амстердаме вместе с Николя Дерозье, Хендриком Андерсом, Н. Ф. Ле Граном и другими музыкантами. В 1699 году он стал капельмейстером Кёльнского собора, а в 1701 году получил аналогичную должность от городского совета. Таким образом, Розье одновременно занимал два важнейших поста в музыкальной жизни Кёльна.

Его дочь Мария Анна вышла замуж за нидерландского композитора Виллема де Феша (Willem de Fesch). Первые два опубликованных сборника Розье содержали духовную музыку, однако позднее он обратился главным образом к инструментальным сочинениям, демонстрирующим сочетание итальянских и французских влияний.

Творчество

Карл Розье известен прежде всего как композитор инструментальной музыки, отличающейся изяществом и танцевальностью. В 1679 году он создал 57 привлекательных танцевальных пьес для трёх скрипок без бассо континуо — редкий пример чисто скрипичной музыки своего времени. В его поздних произведениях заметно влияние французской увертюры, тогда как более ранние опусы тяготеют к итальянской сонатной манере.

Он был также автором духовных сочинений — месс и мотетов, созданных в 1705–1713 годах. Эти произведения отличает насыщенная полифония и богатая гармония, характерные для немецкой церковной музыки начала XVIII века.

Произведения

  • In fletu solatium, sive cantiones sacrae (Утешение в скорби, или духовные песни), для 3–4 солирующих голосов, 2 скрипок, фагота и бассо континуо (Кёльн, 1667)
  • Motetta, sive cantiones sacrae (Мотеты, или духовные песни), для 3–4 солирующих голосов, 2 скрипок и бассо континуо (Кёльн, 1668)
  • Antwerpsche vrede vreught (Радость антверпенского мира), для 3 или 2 скрипок и альта (Амстердам, 1679)
  • 14 sonate (14 сонат), для гобоя или трубы, 2 скрипок, альта и бассо континуо (Амстердам, 1697)
  • Französische Partien (Французские сюиты), для трёх инструментов (Аугсбург, 1710, утрачено)
  • 2 sonatas (2 сонаты), для двух альтовых флейт, скрипки и бассо континуо (Кассель, 1986, ред. Х. Руф)
  • 12 masses (12 месс) и 18 motets (18 мотетов), написаны в 1705–1713 годах

Ноты сочинений Карла (Шарля) Розье на сайте библиотеки IMSLP