Розенмюллер, Иоганн
1619 - 1684
Назад
Rosenmüller, Johann

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганн Розенмюллер - немецкий композитор, тромбонист, органист и педагог - один из наиболее значительных немецких композиторов XVII века, сыгравший ключевую роль в передаче итальянских музыкальных стилей на север Европы. Хотя он провёл большую часть жизни в Италии, его творчество пользовалось широкой известностью в Германии.
Он получил первоначальное образование в латинской школе города Эльсниц, а затем в 1640 году поступил в богословский факультет Лейпцигского университета, где, вероятно, продолжил музыкальные занятия у Тобиаса Михаэля, кантора при школе святого Фомы (Thomasschule). Уже в 1642 году он упоминается как помощник кантора, обучавший музыке младшие классы. К 1650 году стал первым помощником кантора, в 1651 году был назначен органистом Николаикирхе (St. Nikolai), а в 1653 году лейпцигский совет пообещал ему должность кантора Thomasschule — ту самую, которую позже займёт Иоганн Себастьян Бах.
В 1654 году Розенмюллер также стал музыкальным директором при дворе в Альтенбурге. Однако его блестящая карьера внезапно оборвалась весной 1655 года, когда он был арестован по подозрению в гомосексуализме вместе с несколькими учениками школы. Ему удалось бежать из тюрьмы, и предполагается, что он скрылся в Гамбурге, хотя документальных свидетельств об этом нет.
В начале 1658 года Розенмюллер поступил на службу тромбонистом в собор Святого Марка (San Marco) в Венеции, где вскоре утвердился как признанный композитор. Уже в 1660 году его сочинениями интересовался посланник из Веймара. В 1673–1674 годах у него занимался композицией Иоганн Филипп Кригер.
С 1678 по июль 1682 года Розенмюллер занимал пост композитора в Оспедале делла Пьета (Ospedale della Pietà) — знаменитом венецианском приюте для девочек-музыкантов, где позднее будет работать Вивальди.
В конце жизни он вернулся в Германию и стал капельмейстером при дворе в Вольфенбюттеле. Связи с домом Брауншвейг-Люнебург были установлены ещё в 1667 году, когда герцог Иоганн Фридрих посетил Венецию, и композитор посвятил ему своё первое собрание сонат. Его последнюю коллекцию сонат (1682) он посвятил кузену герцога — Антону Ульриху, который, возможно, и привёз его обратно в Германию.
На надгробии Розенмюллера в Вольфенбюттеле написано, что он был «Амфион своего века».
Розенмюллер оставил обширное наследие, охватывающее как инструментальную, так и вокальную музыку, преимущественно духовную. Его творчество знаменует собой важный переходный этап от немецкой традиции Генриха Шютца к итальянскому концертному стилю и, в перспективе, к кантате эпохи Баха.
Печатные издания инструментальных произведений охватывают всю карьеру композитора — с 1645 по 1682 год. В ранних сочинениях, таких как Paduanen, Alemanden, Couranten, Balletten (1645) и Studenten-Music (1654), музыка организована в виде сюит, состоящих из коротких танцевальных пьес, обычно чередующихся в размерах 2/4 и 3/4 — аллеманда, куранта, балет, сарабанда, предваряемых прелюдией или паваной.
Поздние произведения демонстрируют всё возрастающее влияние итальянской инструментальной школы, особенно Джованни Легренци и Франческо Кавалли. В Sonate da camera (1667) павану заменяет обширная синфония с контрастными темпами и метрами, а в сонатах 1682 года танцы исчезают вовсе. Эти поздние сонаты, вероятно, предназначались для исполнения в церкви, отличаются свободной формой, контрастными разделами и смелыми гармоническими переходами. Они представляют собой вершину инструментального творчества Розенмюллера и считаются его шедевром.
Почти вся вокальная музыка Розенмюллера — духовная. Печатные сборники относятся к лейпцигскому периоду, однако большая часть сохранилась в рукописях, особенно в коллекции Георга Эстера (Bokemeyer Collection).
Среди его духовных сочинений:
Музыка Розенмюллера соединяет итальянскую виртуозность с немецкой полифонической строгостью и оказала значительное влияние на развитие немецкой духовной кантаты.
Инструментальные сборники:
Вокальная музыка:
Итог:
Иоганн Розенмюллер — ключевая фигура барокко, чья жизнь отразила трагические судьбы немецких музыкантов XVII века. Его творчество объединило духовную глубину северной традиции и выразительность итальянской музыки, подготовив почву для искусства Баха и его современников.
Ноты сочинений Иоганна Розенмюллера на сайте библиотеки IMSLP