Розенмюллер, Иоганн
1619 - 1684

Назад

Rosenmüller, Johann

  • Дата рождения: около 1619 года
  • Место рождения: Эльсниц (близ Цвиккау, Саксония, Германия)
  • Дата смерти: погребён 12 сентября 1684 года
  • Место смерти: Вольфенбюттель, Германия

Биография

Иоганн Розенмюллер - немецкий композитор, тромбонист, органист и педагог - один из наиболее значительных немецких композиторов XVII века, сыгравший ключевую роль в передаче итальянских музыкальных стилей на север Европы. Хотя он провёл большую часть жизни в Италии, его творчество пользовалось широкой известностью в Германии.

Он получил первоначальное образование в латинской школе города Эльсниц, а затем в 1640 году поступил в богословский факультет Лейпцигского университета, где, вероятно, продолжил музыкальные занятия у Тобиаса Михаэля, кантора при школе святого Фомы (Thomasschule). Уже в 1642 году он упоминается как помощник кантора, обучавший музыке младшие классы. К 1650 году стал первым помощником кантора, в 1651 году был назначен органистом Николаикирхе (St. Nikolai), а в 1653 году лейпцигский совет пообещал ему должность кантора Thomasschule — ту самую, которую позже займёт Иоганн Себастьян Бах.

В 1654 году Розенмюллер также стал музыкальным директором при дворе в Альтенбурге. Однако его блестящая карьера внезапно оборвалась весной 1655 года, когда он был арестован по подозрению в гомосексуализме вместе с несколькими учениками школы. Ему удалось бежать из тюрьмы, и предполагается, что он скрылся в Гамбурге, хотя документальных свидетельств об этом нет.

В начале 1658 года Розенмюллер поступил на службу тромбонистом в собор Святого Марка (San Marco) в Венеции, где вскоре утвердился как признанный композитор. Уже в 1660 году его сочинениями интересовался посланник из Веймара. В 1673–1674 годах у него занимался композицией Иоганн Филипп Кригер.

С 1678 по июль 1682 года Розенмюллер занимал пост композитора в Оспедале делла Пьета (Ospedale della Pietà) — знаменитом венецианском приюте для девочек-музыкантов, где позднее будет работать Вивальди.

В конце жизни он вернулся в Германию и стал капельмейстером при дворе в Вольфенбюттеле. Связи с домом Брауншвейг-Люнебург были установлены ещё в 1667 году, когда герцог Иоганн Фридрих посетил Венецию, и композитор посвятил ему своё первое собрание сонат. Его последнюю коллекцию сонат (1682) он посвятил кузену герцога — Антону Ульриху, который, возможно, и привёз его обратно в Германию.

На надгробии Розенмюллера в Вольфенбюттеле написано, что он был «Амфион своего века».

Творчество

Розенмюллер оставил обширное наследие, охватывающее как инструментальную, так и вокальную музыку, преимущественно духовную. Его творчество знаменует собой важный переходный этап от немецкой традиции Генриха Шютца к итальянскому концертному стилю и, в перспективе, к кантате эпохи Баха.

Инструментальная музыка

Печатные издания инструментальных произведений охватывают всю карьеру композитора — с 1645 по 1682 год. В ранних сочинениях, таких как Paduanen, Alemanden, Couranten, Balletten (1645) и Studenten-Music (1654), музыка организована в виде сюит, состоящих из коротких танцевальных пьес, обычно чередующихся в размерах 2/4 и 3/4 — аллеманда, куранта, балет, сарабанда, предваряемых прелюдией или паваной.

Поздние произведения демонстрируют всё возрастающее влияние итальянской инструментальной школы, особенно Джованни Легренци и Франческо Кавалли. В Sonate da camera (1667) павану заменяет обширная синфония с контрастными темпами и метрами, а в сонатах 1682 года танцы исчезают вовсе. Эти поздние сонаты, вероятно, предназначались для исполнения в церкви, отличаются свободной формой, контрастными разделами и смелыми гармоническими переходами. Они представляют собой вершину инструментального творчества Розенмюллера и считаются его шедевром.

Вокальная музыка

Почти вся вокальная музыка Розенмюллера — духовная. Печатные сборники относятся к лейпцигскому периоду, однако большая часть сохранилась в рукописях, особенно в коллекции Георга Эстера (Bokemeyer Collection).

Среди его духовных сочинений:

  • Kern-Sprüche и Andere Kern-Sprüche — небольшие духовные концерты на латинские и немецкие тексты, в духе Symphoniae sacrae Генриха Шютца.
  • Псалмы и духовные концерты — более 50 латинских псалмов для вечерни и комплетория, от произведений для соло с двумя скрипками до масштабных двойных хоров с солистами и инструментами.
  • Welt ade, ich bin dein müde (Мир, прощай, я устал от тебя) — погребальная песнь, ставшая особенно известной после того, как Иоганн Себастьян Бах включил её без изменений в свою кантату № 27.
  • Монодические и концертные кантаты на латинские духовные тексты, такие как Homo Dei creatura и Ad pugnas ad bella, выполненные в стиле итальянской сольной кантаты, соединяющей речитатив, ариозо и арии.

Музыка Розенмюллера соединяет итальянскую виртуозность с немецкой полифонической строгостью и оказала значительное влияние на развитие немецкой духовной кантаты.

Произведения (избранные)

Инструментальные сборники:

  • Paduanen, Alemanden, Couranten, Balletten (Лейпциг, 1645)
  • Studenten-Music (Лейпциг, 1654)
  • Sonate da camera (Венеция, 1667)
  • Sonate à 2, 3, 4 e 5 stromenti (Венеция, 1682)

Вокальная музыка:

  • Kern-Sprüche (Основные изречения), духовные концерты
  • Andere Kern-Sprüche (Другие основные изречения)
  • Welt ade, ich bin dein müde (Мир, прощай, я устал от тебя)
  • Homo Dei creatura (Человек — создание Божие)
  • Ad pugnas ad bella (К битвам и сражениям)
  • 53 латинских псалма для вечерни и комплетория
  • Ламентации (Lamentationes) — монодическое сочинение на тексты Плачей Иеремии

Итог:

Иоганн Розенмюллер — ключевая фигура барокко, чья жизнь отразила трагические судьбы немецких музыкантов XVII века. Его творчество объединило духовную глубину северной традиции и выразительность итальянской музыки, подготовив почву для искусства Баха и его современников.

Ноты сочинений Иоганна Розенмюллера на сайте библиотеки IMSLP