Розенмюллер, Иоганн
1619 - 1684
Назад

Иоганн Розенмюллер (Johann Rosenmüller) - немецкий композитор, тромбонист, органист и педагог
- Родился в 1619 году - Ольсниц, близ Цвиккау.
- Погребён 12 сентября 1684 г. - Вольфенбюттель.
Хотя он провел большую часть своей творческой жизни в Италии, его музыка пользовалась большим уважением в Германии, что сделало его важной фигурой в распространении итальянских стилей на север.
Розенмюллер получил начальное музыкальное образование в средней школе в Ольснице, а в 1640 году поступил на теологический факультет Лейпцигского университета. Там он, скорее всего, продолжил свои занятия музыкой у Тобиаса Михаэля, кантора школы Томаса, и в 1642 году он числится там ассистентом, преподавая музыку в младших классах. К 1650 году он стал первым ассистентом; в 1651 году он также был назначен органистом Николаикирхе, а в 1653 году городской совет Лейпцига пообещал ему преемственность в канторате Томасшуле. В следующем году он также заочно стал музыкальным руководителем при дворе Альтенбурга. Этой многообещающей карьере был положен резкий конец весной 1655 года, когда он и несколько учеников были арестованы и заключены в тюрьму по подозрению в гомосексуальности. Он сбежал из тюрьмы и, как полагают, отправился в Гамбург, хотя документальных подтверждений его пребывания там нет.
В начале 1658 года Розенмюллер поступил на работу тромбонистом в Сан-Марко, Венеция, и к 1660 году зарекомендовал себя как композитор; в том же году придворный эмиссар из Веймара получил от него несколько сочинений. Иоганн Филипп Кригер изучал у него композицию в Венеции в 1673-1674 годах; Розенмюллер также занимал должность композитора в Оспедале делла Пьета с 1678 по июль 1682 года. Ближе к концу своей жизни он вернулся в Германию в качестве придворного капельмейстера в Вольфенбюттеле. Его связи с Брауншвейг-Люнебургским домом, вероятно, были установлены в 1667 году, когда герцог Иоганн Фридрих посетил Венецию и Розенмюллер посвятил ему свою первую коллекцию сонат. Двоюродный брат герцога, Антон Ульрих, которому посвящены сонаты 1682 года, вернулся в Вольфенбюттель в 1682 году из поездки в Италию, возможно, прихватив с собой Розенмюллера. Эпитафия Розенмюллера в Вольфенбюттеле провозглашала его “Амфионом своего времени”.
Публикации инструментальной музыки Розенмюллера охватывают период его творческой карьеры с 1645 по 1682 год, и в них прослеживается четкая линия стилистического развития. Первые три танца объединяет то, что они разбиты на сюиты из довольно коротких функциональных танцевальных пьес, обычно состоящих из двух-трех пар в порядке аллеманда, куранта (correnta), балет (ballo) и сарабанда, которые представлены более длинными и стилизованными движениями. В случае "Падуанен" (1645) и "Студенческой музыки" (1654) это вступительное движение также является танцем, паваной. Леман утверждал, что коллекция 1645 года - первая, в которой павана используется таким образом, без гальярды; однако в ней всего четыре таких сюиты, остальные 30 произведений - это отдельные танцы, в основном аллеманды. В "Студенческой музыке" есть десять сюит, систематически расположенных в порядке возрастания тональности. Наибольший рост наблюдается во вступительных паванах, где все пять частей вступают в мотивирующее взаимодействие. Другие танцы, такие как сонаты 1667 года, также могут быть исполнены трио-составом: средние части имеют только гармоническое наполнение.
Итальянское влияние, особенно Легренци и Кавалли, отчетливо прослеживается в двух последних коллекциях Розенмюллера. В "Sonate da camera" 1667 года вступительная павана уступила место гораздо более длинной симфонии, состоящей из разделов, сильно контрастирующих по темпу, размеру и фактуре. Основные части всегда исполняются в форме ABCB, B - в кантабиле 3/2; это создает богатое, прекрасно сбалансированное движение. Однако в танцах нет соответствующего развития, и они полностью исчезают из коллекции сонат 1682 года. Эти сонаты, вероятно, предназначенные для использования в церкви, явно представляют собой дополнение к симфониям 1667 года, но они демонстрируют гораздо большее разнообразие как в исполнении, так и в общей структуре. В нем от трех до пяти основных частей, одна из которых часто повторяется в конце; многие из них являются фугированными, и количество хроматических тем заметно увеличивается. Медленные переходные части с аккордами длиннее, драматичнее и часто поражают своей гармонической смелостью. Хотя эти сонаты не являются ни такими "классическими" по структуре, ни такими уверенными по тональности, как соч.1 Корелли (1681), этот сборник по праву считается инструментальным шедевром Розенмюллера.
За редким исключением, вся сохранившаяся вокальная музыка Розенмюллера является священной. Печатные издания относятся к лейпцигскому периоду; после 1654 года он следовал практике всех лучших немецких композиторов того времени и предпочитал распространять свою духовную музыку в рукописном виде. Большая часть ее, должно быть, была написана в Италии, но, по-видимому, она сохранилась только в немецких источниках, из которых наиболее важной является коллекция Бокемейера, скопированная в основном в 1690-х годах Георгом Остеррайхом. Около 150 сохранившихся рукописей и описей утраченных коллекций в Люнебурге, Рудольштадте, Вайсенфельсе, Ансбахе и других местах свидетельствуют о том, что он был одним из самых популярных композиторов своего времени.
Похоронные песни, каждая из которых публикуется отдельно по этому случаю, представляют собой строфические гомофонические гимны а капелла. Самая знаменитая из них, "Я люблю тебя", была сохранена И.С. Бахом в его кантате №27. "Kern-Sprüche" и "Andere Kern-Sprüche" - это сборники небольших духовных концертов, тщательно подобранные переложения коротких немецких и латинских текстов в стиле "Священных симфоний" Шютца. Розенмюллер фактически был лейпцигским агентом Шютца по распространению второго сборника "Священных симфоний" (1647), и Шютц приложил поздравительное стихотворение к первой публикации Розенмюллера ("Падуанен", 1645). Хотя содержание "Керн-Шпрюхе" наилучшим образом представлено в современных изданиях вокальной музыки Розенмюллера, в них мало намека на выразительность, ясность формы и идиоматичность вокального исполнения его более поздних произведений.
Из сохранившихся рукописных произведений большинство из 32 с немецкими текстами, вероятно, были написаны до того, как он поселился в Италии. К ним относятся несколько небольших концертов, похожих на те, что звучат в "Керн-Шпрюхе", большие концерты, в которых солисты исполняют хоровое тутти, диалоги как драматического, так и аллегорического характера, иногда с заключительным хоралом, и его первые два полных переложения псалмов. Однако большинство рукописных произведений содержат латинские тексты и, вероятно, были написаны в Италии. Во время мессы звучит немного музыки, но итальянская литургическая практика отражена в большом количестве произведений, предназначенных для вечерни или повечерия; существует 53 полных варианта латинских псалмов, включая несколько вариантов воскресного и Марианского вечернего псалмов. Они варьируются от произведений для солирующего голоса с двумя скрипками и континуо до больших концертов с двойным хором, солистами и инструментами. Большинство из них имеют четкую общую структуру, выраженную инструментальными ритурнелями. Вокальное произведение состоит в основном из ариозо, с некоторыми концертными партиями и часто виртуозным исполнением “Gloria Patri”. Очень выразительное изложение слов из “Плача”, единственного чисто монодического произведения Розенмюллера, также является литургическим. С другой стороны, его кантаты для сольного голоса созданы по образцу светских кантат Кариссими и Чести. Основанные на латинских религиозных текстах, состоящих из смеси прозы и поэзии, они представлены в виде речитативов, ариозо и арий и включают закрытые формы. Включение Розенмюллером элементов сольной кантаты и итальянских оперных и инструментальных стилей в духовную музыку, которая широко исполнялась в Германии, несомненно, помогло подготовить почву для зарождающейся немецкой духовной кантаты.
Ноты сочинений Иоганна Розенмюллера на сайте библиотеки IMSLP