Розингрейв, Томас
1690 - 1766
Назад
Roseingrave, Thomas

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Томас Розингрейв — английский и ирландский композитор, органист и педагог первой половины XVIII века, сын органиста и композитора Даниэля Розингрейва.
В детстве он переехал с отцом в Дублин, где начал обучение музыке под его руководством. 1 февраля 1707 года, в возрасте шестнадцати лет, поступил в Тринити-колледж (Дублин), однако степень не завершил. В 1709 году, при поддержке декана и капитула собора Святого Патрика, был отправлен в Италию «для совершенствования в музыкальном искусстве, чтобы впоследствии быть полезным собору».
Во время пребывания в Венеции состоялась судьбоносная встреча с Доменико Скарлатти, ставшая поворотным моментом в его жизни. На музыкальном вечере, где юный Розингрейв играл на клавесине, Скарлатти произвёл на него потрясающее впечатление своей виртуозной игрой. Позже Розингрейв стал его близким другом и последователем, сопровождая Скарлатти в Рим и Неаполь.
Во время пребывания в Италии он написал благодарственный гимн Arise, shine, for thy light is come (Восстань, воссияй, ибо пришёл свет твой), посвящённый миру в Утрехте (1712). Это произведение, по свидетельству доктора Тудвея, отличалось «искусной композицией, но излишне театральным стилем».
В 1713 году Розингрейв вернулся в Дублин, а к 1717 году обосновался в Лондоне, где участвовал в концертах и быстро вошёл в музыкальную жизнь столицы. В 1720 году он поставил на сцене театра Хеймаркет оперу Доменико Скарлатти Amor d’un’ombra e gelosia d’un’aura (Любовь тени и ревность дыхания) под названием Narciso, добавив в неё собственные арии и дуэты.
В 1725 году он был назначен органистом церкви Святого Георгия на Ганновер-сквер, где вскоре установили новый трёхмануальный орган работы Джерарда Смита. Согласно Бёрни, конкурс был чрезвычайно строгим, а кандидатам предложили импровизировать на тему, присланную самим Генделем. Розингрейв одержал уверенную победу благодаря виртуозному владению контрапунктом и исключительной изобретательности.
Он прославился как выдающийся импровизатор и преподаватель (среди его учеников — Джон Кристофер Смит, Генри Кэри и Джон Уорген). Его импровизации и фуги вызывали восхищение современников, хотя его сочинения нередко называли «грубыми и слишком учёными, лишёнными изящества».
Личная жизнь Томаса сложилась трагически. Он влюбился в ученицу, чей отец, будучи состоятельным человеком, запретил ей брак с музыкантом. Этот удар Розингрейв пережил тяжело — по его словам, получил «разрыв сердца» (crepation) и с тех пор страдал психическими расстройствами. Он утратил учеников, стал жить на скромное жалованье и порой находился в нужде.
К 1740-м годам его здоровье значительно ухудшилось, и он перестал регулярно играть на органе, передав часть обязанностей ассистенту Джону Киблу. Вскоре он покинул Лондон и вернулся в Ирландию, где жил в доме своего племянника Уильяма Розингрейва, чиновника суда казначейства. В 1753 году его опера Phaedra and Hippolitus (Федра и Ипполит) была исполнена в концертной форме в Дублине и вызвала восторженные отзывы публики.
Томас Розингрейв умер 23 июня 1766 года и был похоронен в семейной усыпальнице на кладбище собора Святого Патрика в Дублине. Эпитафия на могиле гласит, что он умер «в возрасте 78 лет, будучи прославленным музыкантом и утончённым человеком».
Розингрейв был одним из самых оригинальных английских клавесинистов и органистов XVIII века. Несмотря на дружбу со Скарлатти и издание его сонат, влияние итальянского мастера в его собственных сочинениях минимально.
Его органные и клавирные произведения ближе по духу к английской традиции Блоу и Перселла, чем к континентальным образцам. Для его стиля характерны сложная хроматика, нерегулярные фразы, внезапные модуляции и контрапункт, что отражает как его импровизационное мастерство, так и внутреннюю нестабильность.
Его Voluntaries and Fugues (Вольтанты и фуги, 1728) и 6 Double Fugues (Шесть двойных фуг, 1750) считаются вершинами английской органной школы XVIII века. В клавирных сочинениях (например, Solo in D) проявляются черты концертного стиля и виртуозность.
Не меньший интерес представляют его духовные гимны (anthems) и камерные вокальные произведения — особенно итальянские кантаты в стиле позднего барокко с выразительными ариозо и колоратурными ариями.
Все изданные при жизни сочинения опубликованы в Лондоне.
Вокальные произведения
Инструментальные произведения
Редакции и издания
Ноты сочинений Томаса Розингрейва на сайте библиотеки IMSLP