Росар, Жак-Франсуа
1714 - 1777
Назад
Rosart, Jacques-François

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Жак-Франсуа Росар был фламандским музыковедом и изобретателем музыкальных шрифтов. Он стал одной из ключевых фигур в развитии типографики для нотной печати в XVIII веке. С 1750 года Росар начал разрабатывать новые виды музыкальных шрифтов, а в 1753 году совершенствовал так называемый caractère coulée ou de finance (плавный шрифт или финансовый шрифт), предназначенный для текстов, сопровождающих музыку.
С 1749 по 1750 год Росар разработал новую методику музыкальной печати, позднее называемую «мозаичными шрифтами», но техника была усовершенствована И.Г.И. Брайткопфом, который получил коммерческую выгоду от её применения. После работы в Харлеме на Иоганнеса Эншеде, в 1759 году Росар обосновался в Брюсселе. В 1761 году он опубликовал доказательные оттиски The Type Specimen of Jacques-François Rosart, посвящённые Шарлю де Лотарингии, в которых излагались принципы музыкальной типографики: le plain-chant sur cinq corps de cicero (григорианский хорал на пяти кеглях), la double philosophie plain-chant (двойная философия хорала) и le caractère de musique (музыкальный шрифт).
Его шрифт быстро стал известен, и к 1764 году Росар владел единственной типографской литейной мастерской в Австрийских Нидерландах. В 1768 году он опубликовал второе издание с дополнениями, включающее его доказательные оттиски. После смерти Росара мастерскую унаследовал его сын Матиас, который 19 июля 1777 года образовал партнёрство с Жан-Луи де Бубером. 20 июня 1779 года литейная мастерская была выставлена на продажу и куплена сначала вдовой Де Селье, а затем Бенуа Ле Франком, оба — печатники и книготорговцы в Брюсселе.
Росар специализировался на разработке музыкальных шрифтов для нотной печати и на усовершенствовании методов типографского воспроизведения музыкальных текстов. Его шрифты позволяли печатать как ноты, так и тексты для хоралов и других музыкальных произведений. Он внёс значительный вклад в стандартизацию музыкальной типографики и облегчение печати многоголосной и инструментальной музыки.