Рёмихильд, Йоханн Теодор
1684 - 1756
Назад
Römhild, Johann Theodor

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Йоханн Теодор Рёмихильд был немецким органистом и композитором эпохи барокко. Первые музыкальные навыки он, вероятно, получил от своего отца, Иоганна Элиаса, который был заместителем пастора и через три года после рождения сына переехал с семьей в соседний Штайнбах. По данным Гебера, он также учился у Иоганна Якоба Баха в соседнем городе Руле, когда тот прибыл туда в 1694 году.
В 1697 году Рёмихильд стал учеником Лейпцигской школы Фомы (Thomasschule), где его выдающимися педагогами были Шелле и Кунау. Среди его сокурсников были Граупнер, Фаш и Хайнихен. В 1705 году он поступил в Лейпцигский университет и проучился там шесть семестров, прежде чем в 1708 году получил свою первую музыкальную должность — кантора в школе Шпремберга (Лужица). В 1714 году он также был назначен ректором и директором капеллы.
В 1715 году он перешел в Фрейштадт (Лужица) как музыкальный директор и кантор новой приходской церкви, но в 1726 году вернулся в Шпремберг в качестве придворного капельмейстера герцога Генриха. Когда Генрих стал герцогом Саксония-Мерзебург, он пригласил Рёмихильда в Мерзебург на должность придворного капельмейстера. В 1735 году Рёмихильд стал органистом Мерзебургского собора и начал период интенсивной композиционной деятельности, написав более 200 церковных кантат и Страстную историю от Матфея (St Matthew Passion).
Рёмихильд был одним из ведущих композиторов сакральной музыки северогерманского барокко, однако многие его рукописи, найденные до Второй мировой войны в библиотеках и церковных архивах северо-восточной Европы, сохранились лишь частично. Как показал Паульке при описании части рукописей Рёмихильда, обнаруженных в начале XX века, церковные кантаты, насчитывающие более 250 произведений, включая около 50 сольных кантат, были написаны в различных формах и инструментальных сочетаниях, характерных для позднего барокко, демонстрируя почти все возможные формальные и стилевые типы. Его St Matthew Passion, детально описанная Х. Рёмихилем, остается важным примером позднобарочной постановки страстного текста, без свободных поэтических вставок для арий или аризо, но с хоралами, распространенными в традиции, существовавшей в Данциге и его окрестностях.
Возможно, родственным Йоханну Теодору был Иоганн Каспар Рёмихильд, ученик Брауншвейгского и Хельмштедтского университетов. Он был префектом хора в школе Михаэлиса в Люнебурге, кантором в Лауэнбурге, занимал должности в гимназии при соборе Гюстрова (1776–1795) и затем до 1804 года в Пархиме. Пять его кантат сохранились (три в Берлине, две в Гюстрове).
Рёмихильд создал значительное наследие сакральной музыки, главным образом для церкви. Его работы включают кантаты, мессы, мотеты и органные прелюдии. Композитор использовал разнообразные формы и инструментальные сочетания, демонстрируя мастерство позднобарочного стиля. Страстная история от Матфея Рёмихильда особенно важна как пример позднего северогерманского барокко без вольных поэтических вставок, с сохранением хораловой традиции.
Рукописи Рёмихильда дают представление о музыкальных практиках его времени и о разнообразии форм, применяемых в церковной музыке северной Германии. Многие работы были неизвестны до начала XX века, а часть рукописей с канонами, месами и короткими органными пьесами была обнаружена в библиотеке Бохума.
Ноты сочинений Йоханна Теодора Рёмихильда на сайте библиотеки IMSLP