Ромеро, Матео
1575 - 1647
Назад
Romero, Matheo

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Матео Ромеро был испанским композитором фламандского происхождения, ведущей музыкальной фигурой испанского королевского двора в первые три десятилетия XVII века. Он был одним из первых испанских композиторов, внедривших стиль stile moderno в Испании. Родился как Маттьё Розмарин в знатной семье Льежа. После смерти отца он стал хористом во Фламандской капелле двора Филиппа II в Мадриде в 1586 году.
С 1594 по 1598 год Ромеро служил кантором, а вскоре после восшествия Филиппа III в 1598 году был назначен маэстро де капилья. В это время он сменил имя на Матео Ромеро (около 1594 года) и был натурализован в 1623 году, что обеспечило ему высокий социальный статус и дополнительные финансовые льготы. Наиболее известен под прозвищами «Capitán» и «Maestro Capitán», что подчеркивало его выдающийся музыкальный талант.
На протяжении долгого периода службы маэстро де капилья (до выхода на пенсию в 1633 году) Ромеро способствовал укреплению престижа испанских музыкантов при королевской капелле, что привело к постепенному исчезновению фламандских музыкантов с двора. Одновременно он был руководителем музыки камерных музыкантов, преподавателем музыки и французского языка для Филиппа IV и директором музыкального оформления многочисленных религиозных и торжественных церемоний. Кроме того, он был рукоположенным капелланом высокого ранга и занимал должность грефье в Ордене Золотого Руна.
В 1638 году Ромеро был приглашен в Вила-Визозу герцогом Браганса, который позже, став королем Жуаном IV Португальским, назначил его капелланом португальской короны в 1644 году. Жуан IV, по-видимому, приобрел для своей знаменитой королевской библиотеки в Лиссабоне многие работы Ромеро, которые, к сожалению, были уничтожены землетрясением 1755 года. Кроме того, значительная часть произведений Ромеро погибла при пожаре в королевском дворце Мадрида в 1734 году, поэтому объем его творчества, вероятно, был значительно больше, чем сохранившиеся записи: около двух десятков месс, более 30 других латинских произведений, около 60 villancicos и 40 светских песен.
На сегодняшний день найдено почти 40 латинских произведений и villancicos Ромеро. Его латинские многоголосные работы особенно демонстрируют характерные черты раннего испанского барокко: многократные антфонические приемы, контрастные гармонические краски, частые секционные изменения, отдельные соло-партии и basso seguente или континуо.
Тексты светских песен Ромеро (romance nuevo, seguidilla, folía, canción и различные letrilla-версии) для двух-четырех голосов написаны ведущими испанскими поэтами того времени, такими как Лопе де Вега, Луис Гонгора, Франсиско де Кеведо и Антонио Уртадо де Мендоса. Эти произведения варьируются от популярных аккордовых обработок до изысканных сочинений в мадригальном стиле, с характерным word-painting, быстрыми сменами подразделов, хроматикой и акцентированными диссонансами, что типично для испанского stile moderno.
Произведения Ромеро часто упоминаются в позднейших музыкальных трактатах и литературных источниках как образец мастерства композиции. Некоторые его латинские работы исполнялись вплоть до конца XIX века, что привело к их переработке: например, версия мессы Missa «Qui habitat» из Сантьяго-де-Компостела XIX века включает две скрипки, флейту, два кларнета и трубы.
Священная музыка
Villancicos
Светская музыка
Ноты сочинений Матео Ромеро на сайте библиотеки IMSLP