Ромеро, Матео
1575 - 1647

Назад

Romero, Matheo

  • Дата рождения: около 1575
  • Место рождения: Льеж, Бельгия
  • Дата смерти: 10 мая 1647
  • Место смерти: Мадрид, Испания

Биография

Матео Ромеро был испанским композитором фламандского происхождения, ведущей музыкальной фигурой испанского королевского двора в первые три десятилетия XVII века. Он был одним из первых испанских композиторов, внедривших стиль stile moderno в Испании. Родился как Маттьё Розмарин в знатной семье Льежа. После смерти отца он стал хористом во Фламандской капелле двора Филиппа II в Мадриде в 1586 году.

С 1594 по 1598 год Ромеро служил кантором, а вскоре после восшествия Филиппа III в 1598 году был назначен маэстро де капилья. В это время он сменил имя на Матео Ромеро (около 1594 года) и был натурализован в 1623 году, что обеспечило ему высокий социальный статус и дополнительные финансовые льготы. Наиболее известен под прозвищами «Capitán» и «Maestro Capitán», что подчеркивало его выдающийся музыкальный талант.

На протяжении долгого периода службы маэстро де капилья (до выхода на пенсию в 1633 году) Ромеро способствовал укреплению престижа испанских музыкантов при королевской капелле, что привело к постепенному исчезновению фламандских музыкантов с двора. Одновременно он был руководителем музыки камерных музыкантов, преподавателем музыки и французского языка для Филиппа IV и директором музыкального оформления многочисленных религиозных и торжественных церемоний. Кроме того, он был рукоположенным капелланом высокого ранга и занимал должность грефье в Ордене Золотого Руна.

В 1638 году Ромеро был приглашен в Вила-Визозу герцогом Браганса, который позже, став королем Жуаном IV Португальским, назначил его капелланом португальской короны в 1644 году. Жуан IV, по-видимому, приобрел для своей знаменитой королевской библиотеки в Лиссабоне многие работы Ромеро, которые, к сожалению, были уничтожены землетрясением 1755 года. Кроме того, значительная часть произведений Ромеро погибла при пожаре в королевском дворце Мадрида в 1734 году, поэтому объем его творчества, вероятно, был значительно больше, чем сохранившиеся записи: около двух десятков месс, более 30 других латинских произведений, около 60 villancicos и 40 светских песен.

Творчество

На сегодняшний день найдено почти 40 латинских произведений и villancicos Ромеро. Его латинские многоголосные работы особенно демонстрируют характерные черты раннего испанского барокко: многократные антфонические приемы, контрастные гармонические краски, частые секционные изменения, отдельные соло-партии и basso seguente или континуо.

Тексты светских песен Ромеро (romance nuevo, seguidilla, folía, canción и различные letrilla-версии) для двух-четырех голосов написаны ведущими испанскими поэтами того времени, такими как Лопе де Вега, Луис Гонгора, Франсиско де Кеведо и Антонио Уртадо де Мендоса. Эти произведения варьируются от популярных аккордовых обработок до изысканных сочинений в мадригальном стиле, с характерным word-painting, быстрыми сменами подразделов, хроматикой и акцентированными диссонансами, что типично для испанского stile moderno.

Произведения Ромеро часто упоминаются в позднейших музыкальных трактатах и литературных источниках как образец мастерства композиции. Некоторые его латинские работы исполнялись вплоть до конца XIX века, что привело к их переработке: например, версия мессы Missa «Qui habitat» из Сантьяго-де-Компостела XIX века включает две скрипки, флейту, два кларнета и трубы.

Произведения

Священная музыка

  • Missa «Bonae voluntatis», 5 голосов, континуо (Месса «Благой воли»)
  • Missa «Qui habitat», 8 голосов, континуо (Месса «Живущий обитает»)
  • Missa «Un jour l’amant», 8 голосов, континуо (Месса «Однажды возлюбленный»)
  • Missa «Veu que de vostre amour», 8 голосов, континуо (Месса «Видя твою любовь»)
  • Missa «Dolce fiamella mia», 5 голосов (Месса «Сладкая моя огненная»)
  • Missa «sobre Letanía a 8», 5 голосов (Месса «На Литанию на 8 голосов»)
  • Missa «Batalla», 4 голоса (Месса «Битва»)
  • Missa «Sabbado Sancto», 4 голоса (Месса «Страстная суббота»)
  • Missa ferial, 4 голоса (Будничная месса)
  • Missa de Requiem de dos baxos, 8 голосов, континуо (Месса-реквием для двух басов)
  • Магнификат, 8 голосов, континуо
  • Attolite portas, 8 голосов, континуо (Поднимите врата)
  • Beatus vir, 9 голосов (Блажен человек)
  • Christus factus est, 4 голоса, континуо (Христос стал)
  • Libera me, Domine, 8 голосов (Освободи меня, Господи)
  • Miserere mei Domine, 4 голоса, континуо (Помилуй меня, Господи)
  • Salve Regina, 8 голосов, континуо (Привет, Царица)

Villancicos

  • Agan plaza a las luces, 4–5 голосов (Выгоднее перед светами)
  • Suene el clarin, 6 голосов (Звучит кларнет)

Светская музыка

  • 3 canción, 3 голоса (Песня)
  • Décimas, 2 голоса (Десятистрочные стихотворения)
  • 2 folía, 2–4 голоса (Фолия)
  • 4 letra, 2–3 голоса (Стихотворения)
  • 5 letrilla, 2–3 голоса (Летриллы)
  • 2 novenas, 2 голоса (Новены)
  • 15 romances, 3–4 голоса (Романсы)
  • Seguidillas, 2 голоса (Сегидильи)

Ноты сочинений Матео Ромеро на сайте библиотеки IMSLP