Руман, Йохан Хельмих
1694 - 1758
Назад
Roman, Johan Helmich

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Йохан Хельмих Руман — шведский композитор, ведущая фигура шведской музыки XVIII века.
Отец, Йохан Руман, был музыкантом шведской королевской капеллы; мать происходила из семьи немецкого происхождения, обосновавшейся в Швеции в XVII веке. Прадеды по отцовской линии были шведами, жившими в Финляндии; фамилия Руман, возможно, происходит от финского топонима Раумо.
Руман вступил в королевскую капеллу уже в 1711 году, играя на скрипке и обое. Стипендия короля Карла XII позволила ему с 1715 по 1721 год продолжить обучение в Англии, где он, вероятно, занимался у Пепуша, имел контакты с Ариости, Г.Б. Бонончини, Джеминиани и Генделем, а также некоторое время служил вторым скрипачом при герцоге Ньюкасла.
После возвращения в Швецию в 1721 году Руман был назначен заместителем руководителя капеллы, а в 1727 году стал руководителем придворного оркестра. В 1720-е годы он написал несколько праздничных кантат для королевского двора и в 1727 году опубликовал сборник из 12 сонат для флейты — единственное прижизненное печатное издание его полного сочинения. В этот период он активно занимался организационной деятельностью: улучшил качество королевской капеллы и в 1731 году организовал первые публичные концерты в Стокгольме.
После окончания краткой первой свадьбы (1730–1734) Руман отправился во второе зарубежное путешествие (1735–1737), посетив Англию, Францию, Италию, Австрию и Германию. Он вернулся с новыми взглядами на музыкальный стиль и привез много музыки для королевской капеллы. В 1738 году Руман женился снова, а в 1744 году овдовел во второй раз, оставшись с пятью детьми. В 1740 году он был избран членом Королевской академии наук, вероятно, благодаря интересу к демонстрации «пригодности шведского языка для церковной музыки».
Смерть покровительницы, королевы Ульрики Элеоноры, в 1741 году стала переломной в его жизни: в 1742 году он столкнулся с болезнями и профессиональной конкуренцией. Новая кронпринцесса Луиза Ульрика Прусская принесла в Швецию новые вкусы, а её муж Адольф Фредрик имел собственную конкурирующую придворную капеллу. Для королевской свадьбы 1744 года Руман создал крупную оркестровую сюиту Drottningholmsmusique, одно из своих лучших произведений. В 1745 году он ушёл на пенсию из-за глухоты, оставив своего ученика Пера Бранта защищать оркестр перед конкурирующей капеллой кронпринца. Руман поселился на небольшом имении Харльдсмола в юго-восточной Швеции, недалеко от Кальмара. Последний раз он посетил Стокгольм в 1751–1752 годах, частично для дирижирования музыкой на похоронах и коронации Адольфа Фредрика. В оставшиеся годы он занимался переводом музыкально-теоретических трудов, адаптацией церковной музыки на шведский язык и созданием ряда сакральных вокальных произведений. В 1767 году, через девять лет после смерти Румана, Королевская академия наук провела памятное мероприятие, в ходе которого был опубликован первый обзор его жизни и творчества.
Руман — центральная фигура шведской музыкальной культуры эпохи Свободы (Frihetstid, ок. 1720–1770). Он способствовал знакомству Швеции с иностранной музыкой, особенно итальянской и английской. Ему иногда приписывают прозвище «шведский Гендель», так как он привёз в Швецию и исполнял многие произведения Генделя, включая антемы и оратории с переводами текстов на шведский язык.
Руман занимался как композицией, так и организацией королевской капеллы, переводами и обработками текстов. Он широко использовал переработки и аранжировки произведений других авторов, таких как Карисими, Фукс, Гендель и Пепуш, сочетая прямое копирование с изменением мелодии, гармонии и оркестровки, создавая свой узнаваемый стиль.
В вокальных произведениях заметны элементы хенделевского хорального стиля с галантными чертами, особенно в Jubilate, Te Deum и Svenska Mässan. Сакральные сольные и дуэтные песни часто выражают искренние чувства и пиестическое настроение. Тексты основаны на псалмах, в ряде случаев переработаны поэтами, такими как Андерс Никандер.
Инструментальная музыка Румана отражает переход от позднего барокко к галантному стилю, с выразительной ритмической индивидуальностью и интересом к формальной разработке. Среди инструментальных произведений — многочисленные симфонии, оркестровые сюиты, камерная музыка, в том числе 12 сонат для флейты (1727) и Assaggi для сольной скрипки с многоголосными пассажами.
Около 400 произведений приписываются Руману, большинство из них находятся в рукописях коллекции Руман в Королевской музыкальной академии в Стокгольме; около четверти автографы, остальные — копии различных авторов (ок. 200), датируемые примерно 1720–1810 гг.
Сакральные вокальные:
Светская вокальная:
Случайные вокальные произведения:
Оркестровые:
Камерная музыка:
Теоретические работы:
Ноты сочинений Йохана Хельмиха Румана на сайте библиотеки IMSLP