Рёллиг, Иоганн Георг
1710 - 1790

Назад

Röllig, Johann Georg

  • Дата рождения: 1710
  • Место рождения: Берггисхюбель, близ Пирны
  • Дата смерти: 29 сентября 1790
  • Место смерти: Цербст

Биография

Иоганн Георг Рёллиг — немецкий композитор XVIII века. Первое музыкальное образование он получил у ректора местной школы Иоганна Бенедикта Грелльмана. В годы обучения в Дрезденской крестовой школе (1727–1735) занимался клавесином и органом у Карла Хартвига, изучал композицию под руководством кантора церкви Креста Т.К. Рейнхольда, а также обучался игре на виолончели.

Благодаря дружбе с Яном Дисмасом Зеленкой он расширил свои музыкальные знания, особенно в области инструментовки. Уже в этот период он писал успешные церковные и инструментальные произведения; сохранились и некоторые кантаты. Около 1735 года Рёллиг покинул Дрезден и отправился в Лейпцигский университет, где на протяжении двух с половиной лет изучал богословие. Предположительно, именно здесь он познакомился с Иоганном Себастьяном Бахом, так как известно, что в Лейпциге находились 65 его кантат, а его "Страсти по Матфею" исполнялись под руководством Баха.

В 1737 году принц Иоганн Август Ангальт-Цербстский услышал игру Рёллига на органе и назначил его придворным органистом и камерным музыкантом в Цербсте. После смерти принца (1742) и вступления на престол Кристиана Августа Рёллиг получил должность вице-капельмейстера, а после смерти Иоганна Фридриха Фаша в 1758 году стал полным капельмейстером и советником. Помимо придворной службы он обучал игре на клавире представителей княжеской семьи, в том числе Софию Августу Фредерику, будущую российскую императрицу Екатерину II.

Он был женат дважды, второй раз — на Иоганне Каролине Унгер, дочери придворного музыканта Цербста, но детей в браках не было.

Современники высоко ценили Рёллига. Герхард Герхер называл его «одним из лучших и самых усердных композиторов XVIII века». Большая часть его творчества представлена духовной музыкой, симфониями и концертами. Хотя до наших дней дошла лишь малая часть произведений, обширность его наследия подтверждается многочисленными упоминаниями в каталогах издательства Брайткопф.

Творчество

Рёллиг писал в строгой барочной традиции, особенно в ранний период, что видно по его кантатам и сохранившимся фрагментам "Страстей по Матфею". Однако в более поздних сочинениях — в "Страстях по Марку", мотетах и инструментальных произведениях — ощущается влияние нового стиля середины XVIII века. Его вокальные сочинения во многом близки к стилю Готфрида Августа Хомилиуса.

Произведения

Вокальные:

  • 3 мессы: Sanctus (1743), Kyrie, Gloria.
  • 19 кантат, среди них: Freunde wählen und nicht fehlen («Друзья выбирают и не подводят», 1734), Ich bin Gewiss («Я уверен», 1739), Mein Geist, lass deine Zuversicht («Мой дух, пусть твоя уверенность не ослабеет», 1749), Gott mein Trost («Бог — мое утешение», 1758), Sey getreu bis in den Todt («Будь верен до смерти», 1771), Kyrie Eleison («Господи, помилуй», траурная кантата, 1778), Alle die gottselig leben wolle («Все, кто хочет жить благочестиво»), Daran ist erschienen die Liebe Gottes («В этом явилась любовь Божья»), Das Volk so im Finstern wandelt («Народ, который ходит во тьме»), Der Tod ist verschlungen («Смерть поглощена»), Es erhub sich ein Streit im Himmel («Возникла битва на небесах»), Euer hertz soll sich freuen («Ваши сердца будут радоваться»), Gott fährt mit Jauchzen auf («Бог восходит с ликованием»), O wie meynt es Gott so gut («О, как благ Господь»), Rühmet seinen heiligen Namen («Прославляйте его святое имя»), Sei du mein Anfang und mein Ende («Будь ты моим началом и концом»), Siehe der Herr kommt mit viel tausend Heiligen («Смотрите, Господь грядет с тысячами святых»), Was ist doch das vor eine Gnaden Crone («Что же это за венец милости»).
  • 2 мотета: Ehre sei Gott in der höhe («Слава Богу в вышних»), Lobe den Herrn («Хвалите Господа»).
  • 2 страсти: Страсти по Матфею (ок. 1736, фрагменты), Страсти по Марку (1750).
  • Сценическое произведение Ihr Sterne spart die Silberkrohn («Вы, звезды, сбережете серебряную корону»).

Инструментальные:

  • 24 менуэта и 12 полонезов (1756).
  • Симфонии: ми-бемоль мажор (ок. 1760), си-бемоль мажор, ми-бемоль мажор, до мажор, ре мажор.
  • 5 концертов: для флейты, валторны, клавира.
  • Партиты и камерные произведения: дуэты, квартеты, ансамбли для духовых и струнных.

Утраченные сочинения:

  • 3 мессы (до 1744).
  • 65 кантат.
  • Цикл Geistliche Gedicht («Духовная поэма», 1741).
  • Траурный актус (1745).
  • Произведение к королевской свадьбе (1746).
  • Несколько симфоний и концертов, указанных в каталогах Брайткопфа (1760-е годы).

Ноты сочинений Иоганна Георга Рёллига на сайте библиотеки IMSLP