Ролле, Иоганн Генрих
1716 - 1785

Назад

Иоганн Генрих Ролле (Johann Heinrich Rolle) - немецкий композитор

  • Родился 23 декабря 1716 г. - Кведлинбург.
  • Умер 29 декабря 1785 г. - Магдебург.

Его отец, Кристиан Фридрих Ролле (родился 14 апреля 1681 г. в Галле - умер 25 августа 1751 г. в Магдебурге), написал несколько произведений "Страсти" и немного камерной музыки; вместе с Бахом и Кунау он оценивал новый орган в Галле в 1716 году и был одним из конкурентов Баха на должность канцлера в Лейпцигской церкви Томаскирхе. Он был кантором в Кведлинбурге до 1721 года, затем переехал на аналогичную должность в Магдебург, где позже стал городским музыкальным директором. Иоганн Генрих Ролле получил первоначальное образование у своего отца. С 1734 года он служил органистом в Магдебурге. Он покинул Магдебург в 1737 году, возможно, перебравшись в Лейпциг, где, возможно, продолжил свои занятия музыкой; утверждения в его автобиографии о том, что он изучал юриспруденцию в Лейпциге и начал юридическую практику в Берлине, не подтверждаются записями Лейпцигского университета.

В 1741 году Ролле, теперь живущий в Берлине, был приглашен в качестве скрипача (позже альтиста) в оркестр капеллы Фридриха Великого. Там он познакомился с Бендами, Граунами, Квантцем и К.Ф.Э. Бахом. Произведения, которые, возможно, относятся к этому периоду, включают итальянскую светскую кантату, постановку оперы Метастазио "Исаак" в немецком переводе и кантату, посвященную дню рождения Ромуло; более поздние работы Ролле свидетельствуют о важности его контактов с музыкантами прусского двора и с операми Хассе и К.Х. Грауна. В то же время Ролле поддерживал прочные связи с Магдебургом. Автор его некролога Фридрих Кепкен пишет, что в эти годы он сочинил "Страсти господни" и несколько священных кантат, которые отправил своему отцу в Магдебург для исполнения.

В 1747 году Ролле добился увольнения из оркестра Фридриха и вернулся в Магдебург, чтобы стать органистом в Иоганнискирхе. После смерти отца в 1751 году он был единогласно назначен его преемником на должность городского музыкального директора, которую занимал до самой своей смерти. Главной обязанностью Ролле в Магдебурге было музыкальное сопровождение шести приходских церквей города; большое количество его кантат и мотетов сохранилось в рукописных и печатных изданиях. Кроме того, от него требовалось каждый год исполнять "Страсть" и каждые четыре-пять лет представлять новую композицию. В его автобиографии упоминаются восемь сцен Страстей Господних, по одной на каждый из четырех евангельских сюжетов и четыре на недавно написанные либретто. Эти произведения создали Ролле репутацию композитора духовной музыки.

Начиная с 1764 года, Ролле участвовал в местном собрании интеллектуалов, известном чаще всего как Mittwochsgesellschaft (также иногда называемом Gelehrte Clubb или Literarische Gesellschaft), которое появилось примерно в 1760 году. На встречах этой группы возникла идея провести серию публичных концертов под руководством Ролле. Концерты начались в 1764 году (после Семилетней войны), став лишь вторыми в своем роде в Германии (Лейпцигский Гевандхаус был основан в 1741 году), и продолжались некоторое время после смерти Ролле. Ролле представил свои самые важные сочинения, около 20 драматических концертных произведений, или "музыкальных драм", на этом “эффектном концерте”.

Хотя их чаще всего называют ораториями, музыкальные драмы Ролле представляют собой гибридный жанр, обладающий чертами как оперы, так и оратории. Их сюжеты в основном, но не исключительно, библейские. В некоторых текстах оратория обычно делится на две части, но другие состоят из одной или трех частей, в зависимости от драматургических соображений; некоторые либреттисты называют эти части частями (Theile), а другие - действиями (Handlungen). Подобно немецким ораториям, в музыкальных драмах Ролле большое внимание уделяется хору, и они также отводят хору драматическую роль. Наиболее любопытными (и показательными) являются указания на сцену в партитурах Ролле и в опубликованных изданиях либретто, указывающие на декорации, костюмы и жесты. Хотя нет никаких свидетельств того, что эти произведения когда-либо были поставлены на сцене, ничего не остается для воображения любого желающего.

В то время Ролле был практически единственным автором библейско-исторических произведений. Созданные в период с 1766 по 1785 год, они становятся все более драматичными, что соответствует тенденциям в немецком письме (но не в духовной музыке). Большинство немецких композиторов-ораториалистов продолжали использовать популярные тексты К.М. Рамлера (например, "Tod Jesu"), в которых сюжет и характеристика второстепенны по сравнению с ядром медитативного стиха. Ролле написал два концертных произведения в этом рефлексивном стиле, оба на тексты своего друга Клопштока (включая сцены из "Мессии", 1764). Однако для создания подавляющего большинства музыкальных драм Ролле использовал драматические тексты двух членов Mittwochsgesellschaft: Иоганна Самуэля Пацке, пастора церкви Святого Духа, а затем Иоганнискирхе в Магдебурге, и Августа Германа Нимейера, педагога, а затем канцлера в Галле. Либретто Пацке демонстрируют широкий спектр литературных влияний, включая классическую литературу, английские нравоучительные журналы и пьесы Шекспира, которые стали известны в Германии в 1760-х и 70-х годах. Нимейер намеренно стремился создавать произведения, которые были бы религиозными, но в то же время больше походили бы на оперу, чем на ораторию. В предисловиях к опубликованным изданиям своих либретто Нимейер описал свои идеи о духовной опере и привел свои тексты в качестве примеров. Оба писателя часто выбирали жертвенные темы и выражали их яркими, иногда гротескными образами и сильно эмоциональным языком, которые уходят корнями в протестантский пиетизм 17-го века и отражают его продолжающееся влияние в Северной Германии. Такой язык был разработан для того, чтобы вызвать сильную эмоциональную, но в то же время религиозную реакцию у главных героев и схожие религиозные чувства у слушателя. Следуя драматическим замыслам своих либреттистов, декорации Ролле становились все более оперными. Все его зрелые партитуры непрерывны; традиционные арии-речитативы, хотя и не пронумерованы, отчетливо различимы, но в важные моменты музыке позволено реагировать на ситуацию плавной смесью ариозо и обязательного речитатива. В таких отрывках прослеживается явная параллель с мелодрамами Бенды. Музыкальные драмы Ролле - это, по сути, концертные оперы, своеобразный протестантский эквивалент школьных пьес иезуитов.

После постановки "Tod Abels" Пацке (1769) репутация Ролле быстро распространилась по всей Германии и за ее пределами. Каждая новая работа приносила все большую известность и вызывала повышенный интерес у местных жителей. Он перевел 12 своих ораторий в сокращенном виде для издания лейпцигскими издательствами Breitkopf и Schwickert, чьи печатные списки подписчиков свидетельствуют о широкой аудитории.

Ролле написал то, что многие критики считают его лучшими, наиболее драматичными музыкальными драмами, когда ему было за 60, особенно "Abraham auf Moria, Lazarus" (частично на тот же текст, что и Шуберт) и "Тирза и их сын". Здесь тональные и драматургические элементы организованы в более широком масштабе; Шеринг отметил, что в "Тирзе" драма разворачивается "как одна большая сцена". По словам Кепкена, Ролле внимательно изучал свои тексты, а затем наметил ключевые области всего произведения, прежде чем приступить к сочинению. Его музыкальный стиль, часто напоминающий Грауна, включает в себя простые мелодии, наполненные повторяющимися диатоническими узорами, квадратными фразами, обилием параллельных терций и секст, мелодическими вздохами и каденциальными апподжиатурами. Однако, когда текст становится более эмоциональным, в музыке используются несвязные мелодические линии, хроматизм, внезапные тональные сдвиги и необычные гармонии, напоминающие К.Ф.Э. Баха. Волнующий и пугающий в одном месте, а затем мягкий и трогательный в другом, Ролле использовал все известные ему музыкальные средства, чтобы выразить смысл текста.

Двоюродный брат Ролле Кристиан Карл Ролле (род. 6 июля 1725 г. в Берлине - умер 8 марта 1788 г. там же) - кантор Берлинской иерусалимской кирхи; автор теоретико-дидактического трактата "Новое учение о музыке" (Берлин, 1784), включающего жалобы на упадок церковной музыки и биографии Грауна и Дж. Ф. Агриколы.

Ноты сочинений Иоганна Генриха Ролле на сайте библиотеки IMSLP