Ролле, Иоганн Генрих
1716 - 1785
Назад
Rolle, Johann Heinrich

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганн Генрих Ролле — немецкий композитор. Его отец, Кристиан Фридрих Ролле (14 апреля 1681, Галле – 25 августа 1751, Магдебург), написал несколько страстей и камерных произведений; вместе с Бахом и Кунау он участвовал в освидетельствовании нового органа в Галле в 1716 году и был одним из соперников Баха на должность кантора церкви Святого Фомы в Лейпциге. Кристиан Фридрих занимал должность кантора в Кведлинбурге до 1721 года, затем переехал в Магдебург, где стал городским музыкальным директором.
Иоганн Генрих получил первые музыкальные уроки у своего отца. В 1734 году он стал органистом в Магдебурге. В 1737 году покинул город, возможно, отправившись в Лейпциг, где мог продолжить обучение музыке. Его утверждения в автобиографии о занятиях юриспруденцией в Лейпциге и адвокатской практике в Берлине не подтверждаются университетскими записями.
В 1741 году Ролле находился в Берлине, где поступил скрипачом (а позднее альтистом) в капеллу Фридриха II. Здесь он познакомился с братьями Бенда, братьями Грауна, Кванцем и К. Ф. Э. Бахом. К сочинениям этого периода, вероятно, относятся итальянская светская кантата, немецкая обработка "Isaaco" по Метастазио и праздничная кантата "L’apoteoso di Romulo". Позднейшее творчество Ролле ясно показывает влияние его знакомства с музыкантами прусского двора и с операми Хассе и К. Грауна. Одновременно он поддерживал тесную связь с Магдебургом. Его некрологист Фридрих Кёпкен сообщает, что в эти годы Ролле сочинил страсти и несколько духовных кантат, которые пересылал отцу для исполнения.
В 1747 году Ролле оставил службу в оркестре Фридриха и вернулся в Магдебург, где занял пост органиста в церкви Святого Иоанна. После смерти отца в 1751 году он был единогласно утверждён в должности городского музыкального директора, которую занимал до самой смерти. Его главной обязанностью было обеспечение богослужений музыкой в шести приходских церквах города; сохранилось множество его кантат и мотетов. Кроме того, он должен был ежегодно представлять новую музыку для страстей и раз в 4–5 лет сочинять новые произведения. В автобиографии упоминаются восемь его страстей — по каждому из четырёх Евангелий и на новые либретто. Именно эти произведения закрепили за Ролле репутацию выдающегося автора духовной музыки.
С 1764 года Ролле участвовал в деятельности местного общества интеллектуалов Mittwochsgesellschaft (средовое общество, также известное как "учёный клуб" или "литературное общество"). По инициативе этой группы возникла идея организации публичных концертов под руководством Ролле. Концерты начались в 1764 году и продолжались после его смерти; это были одни из первых подобных серий в Германии (первые концерты в Лейпцигском гевандхаусе появились в 1741 году). На этих концертах Ролле исполнял свои наиболее значительные сочинения — почти 20 драматических концертных произведений или musikalische Dramen.
Хотя их чаще всего называют ораториями, музыкальные драмы Ролле представляют собой гибрид жанров оперы и оратории. Их сюжеты главным образом библейские. Структура некоторых либретто близка к традиционной оратории, однако другие имеют одну или три части, которые обозначаются то как "части" (Theile), то как "действия" (Handlungen). Хор играет в этих сочинениях важную роль и участвует в развитии действия. Любопытно, что в партитурах и изданиях либретто содержатся ремарки о декорациях, костюмах и жестах. Нет свидетельств того, что эти произведения ставились на сцене, но они оставляют полную возможность для этого.
С 1766 по 1785 годы Ролле создавал свои библейско-исторические драмы, которые становились всё более театрализованными. В отличие от большинства немецких композиторов, обращавшихся к медитативным текстам Карла Вильгельма Рамлера, Ролле пользовался драматическими текстами, написанными для него Иоганном Самуэлем Пацке и Августом Германом Нимейером. Пацке черпал вдохновение в античной литературе, английских нравоучительных журналах и пьесах Шекспира, а Нимейер стремился к созданию "сакральной оперы", приближенной к театру. Их тексты отличались яркими, порой гротескными образами, сильной эмоциональной окрашенностью и религиозным пафосом, отражающим влияние протестантского пиетизма. Ролле, следуя их замыслу, делал музыку всё более оперной. Его зрелые партитуры цельны по форме; традиционная структура арий и речитативов сохраняется, но органично переплетается с ариозо и инструментальными эпизодами, что сближает их с мелодрамами Бенды.
С сочинением "Tod Abels" (Смерть Авеля, 1769) к Ролле пришла широкая известность в Германии. Каждое новое произведение вызывало большой интерес публики. Двенадцать своих ораторий он переложил для клавира и издал у Брайткопфа и Швиккерта в Лейпциге.
Наиболее драматичные произведения Ролле, написанные в шестидесятилетнем возрасте, — "Abraham auf Moria" (Авраам на горе Мориа), "Lazarus" (Лазарь) и "Thirza und ihre Söhne" (Фирца и её сыновья). По словам Шеринга, в последнем из них драма развивается "как одна большая сцена". По свидетельству Кёпкена, Ролле тщательно изучал тексты, намечал тональные планы всего произведения и лишь затем приступал к сочинению. Его стиль сочетает простые диатонические мелодии с повторяющимися оборотами, параллельными терциями и секстами, "вздохами" и апподжиатурами. В моменты драматического напряжения он использует скачкообразные мелодии, хроматизмы и неожиданные модуляции, что сближает его с К. Ф. Э. Бахом.
Его двоюродный брат, Кристиан Карл Ролле (крещ. 6 июля 1725, Кётен – 8 марта 1788, Берлин), был кантором в берлинской Иерусалимской церкви и автором трактата "Neue Wahrnehmung zur Aufnahme der Musik" (Новое восприятие для усвоения музыки, 1784), где он жаловался на упадок церковной музыки и приводил биографии Грауна и И. Ф. Агриколы.
Драматические концертные произведения
(если не указано иное, впервые исполнены в Магдебурге; изданы в вокальной партитуре в Лейпциге)
Духовная вокальная музыка
Прочая вокальная музыка
Инструментальная музыка
Ноты сочинений Иоганна Генриха Ролле на сайте библиотеки IMSLP