Ролле, Иоганн Генрих
1716 - 1785

Назад

Rolle, Johann Heinrich

  • Дата рождения: 23 декабря 1716
  • Место рождения: Кведлинбург
  • Дата смерти: 29 декабря 1785
  • Место смерти: Магдебург

Биография

Иоганн Генрих Ролле — немецкий композитор. Его отец, Кристиан Фридрих Ролле (14 апреля 1681, Галле – 25 августа 1751, Магдебург), написал несколько страстей и камерных произведений; вместе с Бахом и Кунау он участвовал в освидетельствовании нового органа в Галле в 1716 году и был одним из соперников Баха на должность кантора церкви Святого Фомы в Лейпциге. Кристиан Фридрих занимал должность кантора в Кведлинбурге до 1721 года, затем переехал в Магдебург, где стал городским музыкальным директором.

Иоганн Генрих получил первые музыкальные уроки у своего отца. В 1734 году он стал органистом в Магдебурге. В 1737 году покинул город, возможно, отправившись в Лейпциг, где мог продолжить обучение музыке. Его утверждения в автобиографии о занятиях юриспруденцией в Лейпциге и адвокатской практике в Берлине не подтверждаются университетскими записями.

В 1741 году Ролле находился в Берлине, где поступил скрипачом (а позднее альтистом) в капеллу Фридриха II. Здесь он познакомился с братьями Бенда, братьями Грауна, Кванцем и К. Ф. Э. Бахом. К сочинениям этого периода, вероятно, относятся итальянская светская кантата, немецкая обработка "Isaaco" по Метастазио и праздничная кантата "L’apoteoso di Romulo". Позднейшее творчество Ролле ясно показывает влияние его знакомства с музыкантами прусского двора и с операми Хассе и К. Грауна. Одновременно он поддерживал тесную связь с Магдебургом. Его некрологист Фридрих Кёпкен сообщает, что в эти годы Ролле сочинил страсти и несколько духовных кантат, которые пересылал отцу для исполнения.

В 1747 году Ролле оставил службу в оркестре Фридриха и вернулся в Магдебург, где занял пост органиста в церкви Святого Иоанна. После смерти отца в 1751 году он был единогласно утверждён в должности городского музыкального директора, которую занимал до самой смерти. Его главной обязанностью было обеспечение богослужений музыкой в шести приходских церквах города; сохранилось множество его кантат и мотетов. Кроме того, он должен был ежегодно представлять новую музыку для страстей и раз в 4–5 лет сочинять новые произведения. В автобиографии упоминаются восемь его страстей — по каждому из четырёх Евангелий и на новые либретто. Именно эти произведения закрепили за Ролле репутацию выдающегося автора духовной музыки.

С 1764 года Ролле участвовал в деятельности местного общества интеллектуалов Mittwochsgesellschaft (средовое общество, также известное как "учёный клуб" или "литературное общество"). По инициативе этой группы возникла идея организации публичных концертов под руководством Ролле. Концерты начались в 1764 году и продолжались после его смерти; это были одни из первых подобных серий в Германии (первые концерты в Лейпцигском гевандхаусе появились в 1741 году). На этих концертах Ролле исполнял свои наиболее значительные сочинения — почти 20 драматических концертных произведений или musikalische Dramen.

Хотя их чаще всего называют ораториями, музыкальные драмы Ролле представляют собой гибрид жанров оперы и оратории. Их сюжеты главным образом библейские. Структура некоторых либретто близка к традиционной оратории, однако другие имеют одну или три части, которые обозначаются то как "части" (Theile), то как "действия" (Handlungen). Хор играет в этих сочинениях важную роль и участвует в развитии действия. Любопытно, что в партитурах и изданиях либретто содержатся ремарки о декорациях, костюмах и жестах. Нет свидетельств того, что эти произведения ставились на сцене, но они оставляют полную возможность для этого.

С 1766 по 1785 годы Ролле создавал свои библейско-исторические драмы, которые становились всё более театрализованными. В отличие от большинства немецких композиторов, обращавшихся к медитативным текстам Карла Вильгельма Рамлера, Ролле пользовался драматическими текстами, написанными для него Иоганном Самуэлем Пацке и Августом Германом Нимейером. Пацке черпал вдохновение в античной литературе, английских нравоучительных журналах и пьесах Шекспира, а Нимейер стремился к созданию "сакральной оперы", приближенной к театру. Их тексты отличались яркими, порой гротескными образами, сильной эмоциональной окрашенностью и религиозным пафосом, отражающим влияние протестантского пиетизма. Ролле, следуя их замыслу, делал музыку всё более оперной. Его зрелые партитуры цельны по форме; традиционная структура арий и речитативов сохраняется, но органично переплетается с ариозо и инструментальными эпизодами, что сближает их с мелодрамами Бенды.

С сочинением "Tod Abels" (Смерть Авеля, 1769) к Ролле пришла широкая известность в Германии. Каждое новое произведение вызывало большой интерес публики. Двенадцать своих ораторий он переложил для клавира и издал у Брайткопфа и Швиккерта в Лейпциге.

Наиболее драматичные произведения Ролле, написанные в шестидесятилетнем возрасте, — "Abraham auf Moria" (Авраам на горе Мориа), "Lazarus" (Лазарь) и "Thirza und ihre Söhne" (Фирца и её сыновья). По словам Шеринга, в последнем из них драма развивается "как одна большая сцена". По свидетельству Кёпкена, Ролле тщательно изучал тексты, намечал тональные планы всего произведения и лишь затем приступал к сочинению. Его стиль сочетает простые диатонические мелодии с повторяющимися оборотами, параллельными терциями и секстами, "вздохами" и апподжиатурами. В моменты драматического напряжения он использует скачкообразные мелодии, хроматизмы и неожиданные модуляции, что сближает его с К. Ф. Э. Бахом.

Его двоюродный брат, Кристиан Карл Ролле (крещ. 6 июля 1725, Кётен – 8 марта 1788, Берлин), был кантором в берлинской Иерусалимской церкви и автором трактата "Neue Wahrnehmung zur Aufnahme der Musik" (Новое восприятие для усвоения музыки, 1784), где он жаловался на упадок церковной музыки и приводил биографии Грауна и И. Ф. Агриколы.

Произведения

Драматические концертные произведения

(если не указано иное, впервые исполнены в Магдебурге; изданы в вокальной партитуре в Лейпциге)

  • "L’aposteoso di Romolo" (Апофеоз Ромула), кантата ко дню рождения Фридриха II, Берлин, около 1741–1746
  • "Die Opferung Isaacs" (Жертвоприношение Исаака), оратория на текст П. Метастазио, Берлин, около 1741–1746
  • "Jakobs Ankunft in Aegypten" (Прибытие Иакова в Египет), оратория на текст Г. С. Рётгера, Берлин, около 1741–1746
  • "Die Befreyung Israels" (Избавление Израиля), оратория на текст Ф. В. Цахария, 1764, ред. 1784
  • "Szenen aus Klopstocks Messias" (Сцены из «Мессии» Клопштока), 1764
  • "Die Götter und Musen" (Боги и музы), кантата С. Пацке, ко дню рождения Фридриха II, 1765
  • "David und Jonathan" (Давид и Ионафан), музыкальная элегия на текст Клопштока, 1766 (ред. 1773)
  • "Idamant, oder Das Gelübde" (Идамант, или Обет), музыкальная драма на текст Пацке, 1766 (ред. 1782)
  • "Davids Sieg im Eichthale" (Победа Давида в Дубовой долине), музыкальная драма на текст Пацке, 1766 (ред. Галле, 1776)
  • "Die Schäfer" (Пастухи), кантата И. А. Эберхарда, ко дню рождения Фридриха II, 1766
  • "Orest und Pylades, oder Die Stärke der Freundschaft" (Орест и Пилад, или Сила дружбы), музыкальная драма на текст Пацке, 1768
  • "Die Geburt Jesu" (Рождество Христово), рождественская оратория на текст Пацке, 1769
  • "Der Tod Abels" (Смерть Авеля), музыкальная драма на текст Пацке (по С. Гесснеру), 1769 (ред. 1771)
  • "Saul, oder Die Gewalt der Musik" (Саул, или Сила музыки), музыкальная драма на текст Пацке (по переводу Я. Брауна, сделанному И. И. Эшенбургом), 1770 (ред. 1776)
  • "Die Taten des Herkules" (Подвиги Геркулеса), кантата Пацке, ко дню рождения Фридриха II, 1770
  • "Hermanns Tod" (Смерть Германа), Пацке (по Клопштоку), 1771 (ред. 1783)
  • "Abraham auf Moria" (Авраам на горе Мориа), музыкальная драма на текст А. Г. Нимейера, 1776 (ред. 1777)
  • "Lazarus, oder Die Feier der Auferstehung" (Лазарь, или Праздник воскресения), музыкальная драма на текст Нимейера, 1777 (ред. 1779)
  • "Thirza und ihre Söhne" (Фирца и её сыновья), музыкальная драма на текст Нимейера, 1779 (ред. 1781)
  • "Mehala, die Tochter Jephta" (Мехала, дочь Иеффая), музыкальная драма на текст Нимейера, 1781 (ред. 1784)
  • "Simson" (Самсон), музыкальная драма на текст Пацке, 1782 (ред. 1785)
  • "Gedor, oder Das Erwachen zum bessern Leben" (Гедор, или Пробуждение к лучшей жизни), музыкальная драма на текст К. Ф. В. Херрозее, 1785, ред. Цахария (1787)
  • "Ach, dass du den Himmel zerreisest" (О, если бы Ты разодрал небеса), рождественская оратория, без даты

Духовная вокальная музыка

  • Месса (Kyrie, Gloria) для хора и оркестра
  • Страсти:
  • Страсти по Луке, около 1744, утрачены
  • Страсти по Матфею, 1748
  • "Die durch das schmerzliche Leiden … Jesu Christi entandene Hülfe aus Zion" (Помощь из Сиона через страдания и смерть Иисуса Христа), 1752/3, утрачено
  • Страсти по Иоанну (текст Э. К. Рейхарда), 1757, музыка утрачена
  • "Weinet heil’ge Thränen" (Рыдайте, святые слёзы), текст К. А. Альбрехта, 1762
  • "O meine Seele ermuntre dich" (О, душа моя, ободрись), текст Пацке (иногда приписывается Клопштоку)
  • "Der du voll Blutt und Wunden" (Ты, весь в крови и ранах), Пацке, 1776
  • "Die Feyer des Todes Jesu" (Праздник смерти Иисуса), Нимейер, 1783, музыка утрачена
  • 65 мотетов (20 изданы Г. Реблингом, 23 — И. Сандерсом)
  • около 60 кантат

Прочая вокальная музыка

  • "Der Sturm, oder Die bezauberte Insel" (Буря, или Волшебный остров), пьеса по Шекспиру (текст Пацке), Берлин, 1782
  • "Melida" (Мелида), спектакль на текст К. И. Сукро, 1784 (ред. 1785)
  • Светские кантаты: "Der Nachtwächter" (Ночной сторож), "Quando un cor vive lontano" (Когда сердце живёт вдали), "Holder Mai sei uns gegrüsst" (Привет тебе, прелестный май)
  • Песни:
  • "Sechzig auserlesene Gesänge über die Werke Gottes in der Natur" (Шестьдесят избранных песен о делах Божиих в природе), Галле, 1775
  • "Sammlung geistliche Lieder für Liebhaber eines ungekünstelten Gesang" (Сборник духовных песен для любителей простого пения), Лейпциг, 1775
  • "Lieder nach dem Anakreon" (Песни по Анакреону), Берлин, 1775
  • Шесть песен, добавленных к клавирному переложению "Hermanns Tod" (Смерть Германа), 1783

Инструментальная музыка

  • Симфонии (несколько, часть утеряна, часть опубликована в Лейпциге, 1761–1762)
  • Увертюры (D-Ds)
  • Партита для 8 инструментов, около 1772, утрачена
  • Концерты для клавира (несколько, три опубликованы как "Trois concerts, op. 1", Берлин, около 1782)
  • Трио-сонаты (для клавира, скрипки, баса; также с флейтой)
  • Сонаты: для флейты, для скрипки (несколько, часть утеряна)
  • Сонаты для клавира (несколько опубликованы в 1762–1780-х, часть в антологиях; включают сюиты и менуэты)
  • Фуга для органа ми-бемоль, опубликована в "Der Orgel-Virtuose" (Эрфурт, 1845)


Ноты сочинений Иоганна Генриха Ролле на сайте библиотеки IMSLP