Роньони Таеджо, Джованни Доменико
.... - 1624
Назад
Rognoni Taeggio, Giovanni Domenico

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джованни Доменико Роньони Таеджо — итальянский органист и композитор, сын Риккардо Роньони. Согласно свидетельству Пичинелли, он был священником. Вероятно, всю жизнь провёл в Милане. Уже в 1600 году он упоминается как органист, а в 1605 году занимал должность органиста в базилике Сан-Марко, о чём свидетельствует его сборник "Canzoni" (Канцоны) того года. Он посещал академию Просперо Ломбардо, которому и посвятил это сочинение. Позднее Роньони Таеджо служил маэстро ди капелла в церкви Сан-Сеполькро и при герцогском дворе, где, по всей видимости, оставался до самой смерти. Его кончина наступила до октября 1624 года, о чём свидетельствует посвящение во втором сборнике концертов Микеле Анджело Гранчини, сменившего его на посту органиста Сан-Сеполькро.
Творческое наследие Роньони Таеджо охватывает как вокальную (сакральную и светскую), так и инструментальную музыку. Им опубликованы четыре авторских сборника и два коллективных. С 1596 по 1626 годы многие его духовные произведения включались в миланские музыкальные антологии. В 1598 году два его инструментальных сочинения вошли в сборник дуэтов Джованни Джакомо Гастольди.
В 1600 году он совместно с Руджеро Трофео издал книгу "Canzonette leggiadre" (Изящные канцонетты) для трёх голосов; по сведениям Пичинелли, в 1615 году в Милане появился второй сборник канцонетт для трёх и четырёх голосов (не сохранился). В 1605 году одно из его вокальных сочинений вошло в сборник контрафактумов Джулио Кавальери. В 1608 году его инструментальная канцона для пяти голосов была опубликована в сборнике его брата Франческо "Canzoni francese per sonar" (Французские канцоны для игры).
Реквием Роньони Таеджо вошёл в сборник Гранчини "Il secondo libro de concerti" (Вторая книга концертов, 1624). Возможно, именно это сочинение упоминал Пичинелли. В каталоге Винченти 1635 года и в списке Францини 1676 года числится также его сборник месс для четырёх голосов (партитура не сохранилась).
Особый интерес представляет сборник "Canzoni" (Канцоны, 1605), включающий 17 четырёхголосных произведений (одно из которых принадлежит Гаспаро Косте) и четыре вокально-инструментальных сочинения на духовные тексты для восьми голосов в двух хорах. Названия каждой пьесы отсылают к членам академии Просперо Ломбардо. Четырёхголосные канцоны написаны в соответствии с миланской традицией: вступления почти всегда имитативны (за редкими исключениями), внутри пьес встречаются гоморитмические фрагменты или эпизоды в тройном метре. На титульном листе сборника композитор оставил примечание «для органных виртуозов», в котором заявил, что предпочитает использование полной партитуры, а не basso continuo.
Ноты сочинений Джованни Доменико Роньони Таеджо на сайте библиотеки IMSLP