Роньони Таеджо, Франческо
.... - 1626
Назад
Rognoni Taeggio, Francesco

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Франческо Роньони Таеджо — итальянский композитор, музыкант и теоретик, сын Риккардо Роньони. Основные сведения о его жизни сохранились благодаря собственным публикациям. В 1608 году он был связан с миланской академией Марко Марии Арезе, которому посвятил свой сборник инструментальных канцон. В 1610 году служил директором музыки у князя Массерано и посвятил ему сборник духовных произведений. В 1613 году он стал директором инструментальной музыки при губернаторе Милана, которому посвятил свою первую книгу мадригалов для пяти голосов. В 1614 году там же он опубликовал трактат по игре на скрипке "Aggiunta del scolaro di violino & altri strumenti" (Дополнение ученика скрипки и других инструментов), ныне утраченный.
В 1619 году Борсьери упоминает его как флейтиста, скрипача и композитора. В 1620 году Франческо был назначен маэстро ди капелла в базилике Сант’Амброджо. Его важнейший трактат "Selva de varii passaggi" (Собрание различных пассажей) посвящён королю Сигизмунду III Польскому, что свидетельствует о связях композитора с польским двором. В то же время он возглавлял инструментальный ансамбль при миланском герцогском дворе (как минимум в 1620–1626 годах).
В 1624 году он посвятил архикнязю Карлу Австрийскому сборник месс и мотетов, из которого мы узнаём, что Франческо был пожалован титулами Папского рыцаря и наследственного пфальцграфа (Palatino conte). Публикация в Милане 1626 года, включавшая его духовные и инструментальные произведения, подтверждает, что в этот год он был ещё жив.
Франческо Роньони получил наибольшую известность благодаря трактату "Selva de varii passaggi" (Собрание различных пассажей), который, вероятно, представляет собой расширенную редакцию утраченного "Aggiunta del scolaro di violino & altri strumenti" (Дополнение ученика скрипки и других инструментов). Трактат состоит из двух частей.
Первая часть посвящена вокальной музыке. В предисловиях обсуждаются основные проблемы пения. Автор подчёркивает, что красота исполнения заключается прежде всего в выразительности текста, а не в избыточной орнаментации. Особое внимание уделяется правильному дыханию, исходящему «из живота», при исполнении колоратур.
Вторая часть трактата рассматривает игру на струнных и духовых инструментах, давая ценные наблюдения об их особенностях. Скрипка описана как инструмент с «резковатым и скрежещущим» звучанием, которое следует смягчать мягким ведением смычка. Рассматриваются различия между приёмами "lireggiare" (игра нескольких звуков на одном смычке) и "archeggiare" (чёткое разделение движений смычка). Иллюстрации орнаментов, приложенные к тексту, делают трактат ценным практическим пособием для музыкантов.
Из письма Франческо Ломадзо, сына издателя Филиппо Ломадзо, помещённого во второй части трактата, известно, что Роньони был признанным виртуозом-скрипачом. Ученики свидетельствовали, что он ежедневно исполнял все музыкальные примеры, приведённые в трактате, однако часто подвергался зависти коллег, которые даже изымали некоторые его каденции и финалы.
Ноты сочинений Франческо Роньони Таеджо на сайте библиотеки IMSLP