Роньони, Риккардо
1550 - 1620
Назад
Rognoni, Riccardo

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Риккардо Роньони — итальянский музыкант и композитор позднего Возрождения и раннего барокко. Первые сведения о нём относятся к 1586 году, когда в Венеции было опубликовано его сочинение "Canzonette alla napolitana" (Неаполитанские канцонетты) для трёх и четырёх голосов, ныне утраченное. После этого дебюта как автора светской вокальной музыки он сосредоточился преимущественно на инструментальной музыке.
До 1592 года Роньони был изгнан из Валь-Таледжо, вероятно по политическим причинам. На титульном листе его трактата "Passaggi per potersi essercitare nel diminuire terminatamente con ogni sorte di instromenti, et anco diversi passaggi per la semplice voce humana" (Пассажи для упражнений в искусстве диминуций на всяких инструментах, а также различные пассажи для простого человеческого голоса), изданного в Венеции в 1592 году, он указан как музыкант на службе у герцога Терранова, губернатора Милана.
С этого времени он постоянно жил в Милане, где в 1595 году считался одним из лучших виолистов. В 1598 году два его инструментальных произведения вошли в сборник дуэтов Джованни Джакомо Гастольди и других известных миланских музыкантов. В 1603 году Роньони издал в Милане книгу инструментальных сочинений для четырёх и пяти голосов (ныне утрачена). В 1608 году одна его инструментальная канцона вошла в сборник его сына Франческо "Canzoni francese per sonar" (Французские канцоны для игры). В другом сборнике Франческо, "Il primo libro de madrigali" (Первая книга мадригалов, Венеция, 1613), сохранились два мадригала Риккардо — единственные дошедшие до нас его вокальные сочинения.
В 1619 году Бозьери упоминал его как отца Джованни Доменико и Франческо Роньони, однако не уточнял, был ли он ещё жив. Из письма Франческо Ломаццо, включённого во вторую часть трактата Франческо Роньони "Selva de varii passaggi" (Лес различных пассажей, 1620), становится известно, что Риккардо к этому времени уже умер.
Современники вспоминали его как выдающегося исполнителя на скрипке, других струнных и духовых инструментах. Однако главным образом он вошёл в историю благодаря своему трактату "Passaggi", посвящённому искусству диминуций. Это сочинение сопоставляют с трудами Сильвестро ди Ганасси, Диего Ортиса, Джироламо Далла Каза и Джованни Бассано.
Passaggi представляет собой учебное пособие, разделённое на две части. В первой приводится серия упражнений, записанных в двух ключах и расположенных по возрастающей сложности. Хотя они могут использоваться и певцами, предназначены главным образом для инструменталистов, способных исполнять быстрые пассажи и широкие скачки. В предисловии, как и у Далла Каза, рассматриваются различия между струнными и духовыми инструментами, подчёркиваются трудности ведения смычка у первых и работы языком у вторых. В этом труде впервые упоминается термин violino da brazzo (скрипка).
Вторая часть содержит рекомендации соблюдать правила контрапункта и исполнять пассажи в ритме, а также предлагает орнаментированные версии известных композиций, среди которых "Ung gay bergier" (Весёлый пастух).
Ноты сочинений Риккардо Роньони на сайте библиотеки IMSLP