Родригес де Хита, Антонио
1722 - 1787
Назад
Rodríguez de Hita, Antonio

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Испанский композитор и теоретик музыки. Учился в хоровой школе церкви пребендариата в Алькала-де-Энарес (где органистом служил теоретик Андрес Лоренте), с 1738 по 1744 год был капельмейстером этой церкви. В 1744 году стал капельмейстером Кафедрального собора Паленсии; через три года был рукоположен в священники. Для Паленсийского собора Родригес написал Escala diatónico-chromático-enharmónica (1751), цикл из 75 коротких имитационных произведений для до пяти духовых инструментов, расположенных по тональностям и ладам, а также латинские церковные сочинения и villancicos (колядки). В 1757 году опубликовал Diapasón instructivo, один из самых значимых и прогрессивных музыкальных трактатов Испании XVIII века. В нём, следуя либеральным идеям Б. Х. Фейхо в Cartas eruditas y curiosas, обосновывал новшества, если они доставляют слуховое удовольствие, противостоя рационалистическому взгляду на музыку. Этот аспект трактата был критически рассмотрен А. В. Роэль дель Рио в Razón natural i científica de la música (1760).
В этот период Родригес пытался занять более престижные посты, но безуспешно. В сентябре 1765 года он стал капельмейстером Монастыря Инкарнасьон в Мадриде, который находился под королевским покровительством.
Через три года после приезда в Мадрид началась его короткая, но яркая карьера как композитора сценической музыки, в основном в сотрудничестве с драматургом Рамоном де ла Крусом (1731–1794). Эти постановки проходили во времена просвещённого правления графа Аранды, президента Совета Кастилии (1766–1773). Их первая совместная работа, серьёзная сарсуэла Briseida, была выбрана для открытия первой летней сезонной программы ежедневных представлений в муниципальных театрах Мадрида. Сюжет, основанный на эпизоде гнева Ахилла во время Троянской войны, представляет собой адаптацию драмма пер музика Метаcтазиана к пост-Кальдероновской традиции сарсуэлы. Музыка чередуется с разговорными диалогами, состоит в основном из арий и каватин, с речитативами во втором акте для главных ролей Ахилла и Брисеиды, ансамблем в конце первого акта и хором в заключении.
Las segadoras de Vallecas (музыка утрачена) была построена по образцу drammi giocosi Голдони, в духе Пиккьини, Траэтты и Галуппи; либретто изображает сельскую среду, сочетая народных персонажей с дворянскими. Вторая комическая сарсуэла Las labradoras de Murcia (1769) демонстрирует влияние оперы буффа, особенно в 443-тактном финале первого акта, отражающем драматическое действие. Арии крестьян передают юмор и простоту текста, тогда как серьёзные и полусерьёзные персонажи выполнены в стиле оперы сериа. В последней важной сценической работе Scipión en Cartagena (1770) Родригес сотрудничал с малоизвестным автором Пабло Агустином Кордеро, сосредоточив сюжет на завоевании испанского порта Новый Карфаген во время Второй Пунической войны. Эта работа больше отклоняется от метастазианского типа, чем Briseida: в каждом акте два хора, а музыка демонстрирует большую беглость и знакомство с предклассическими формами и идиомой.
С этими четырьмя сарсуэлами Родригес стал испанским композитором с наибольшим количеством премьерных постановок в коммерческих мадридских театрах между 1760 и 1770 годами. В конце 1760-х его сарсуэлы были единственными, способными конкурировать с операми, адаптированными по Пиккьини и Галуппи. Две комические работы эффективно закрепили комическую сарсуэлу, которую в 1770-е продолжали Фабиан Гарсия Пачеко, Вентура Гальван, Антонио Росалес и другие.
После неудачного приёма Scipión en Cartagena, которая шла всего три дня, Родригес больше не писал сарсуэл, однако создавал отдельные музыкальные номера для сценических произведений и интермедии к неоклассической трагедии Hormesinda Николаса Фернандеса де Моратина (1770). В 1770-е годы он активно занимался сочинением сакральной музыки, включая многочисленные villancicos к Рождеству и Дню Тела Христова, а также латинские литургические тексты. С 1781 года сакральные произведения были собраны в два тома под названиями Música práctica de romance и Música motética práctica. Латинские литургические сочинения, особенно для часов и месс, рассчитаны на два хора в стиле stile antico. В псалмах, гимнах, антифонах и Magnificat преобладает гомофонное хоровое письмо с чередованием контрапунктических эпизодов и соло или дуэтов (обычно для сопрано или тенора). Влияние итальянской оперной традиции заметно в villancicos и других испанских сакральных произведениях, а также в некоторых латинских, таких как Lamentations к Страстной неделе. Как и другие испанские композиторы того времени, Родригес варьировал формальные структуры барочной сарсуэлы: во многих случаях последовательность речитатив–ария (обычно da capo) заменяет coplas (соло-строфы).
В последние годы жизни Родригес пользовался высокой репутацией и уважением. По просьбе маркиза Флорида Пиментель написал Noticia del gusto español en la música (1777), краткий отчёт о состоянии сакральной, театральной и народной музыки в Испании для Лондона. В критическом обзоре работы Антонио Марча и Эстрадера Conocimientos de los organistas en las máquinas de los órganos y modo de reconocerlos (1779), перевода из L'art du facteur d'orgues Франсуа Бедо де Селль, он призывал к созданию музыкальной академии, аналогичной академиям изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде, Сан-Карлос в Валенсии или Tres Nobles Artes в Севилье. Его произведения практически забылись до 1896 года, когда Фелипе Педрель восстановил часть музыки для Briseida для серии лекций в Мадридском Афинее, а вместе с Хесусом Монастерио поставил Las labradoras de Murcia в Мадридской консерватории.
Сценические:
Латинская сакральная музыка:
Испанская сакральная музыка:
Прочие произведения
Теоретические труды
Прочие письменные работы
Ноты сочинений Антонио Родригеса де Хита на сайте библиотеки IMSLP