Родригес де Хита, Антонио
1722 - 1787
Назад

Антонио Родригес де Хита (Antonio Rodríguez de Hita) - испанский композитор и теоретик
- Родился 18 января 1722 г. - Вальверде-де-Алькала.
- Умер 21 февраля 1787 г. - Мадрид.
Он посещал хоровую школу пребендарной церкви Алькала-де-Энарес (где теоретик Андрес Лоренте служил органистом) и был капельмейстером этой церкви с 1738 по 1744 год. В 1744 году он стал маэстро капеллы собора Паленсии; три года спустя он был рукоположен в священники. Его работы для собора Паленсии включали в себя диатоническо-хроматико-энгармоническую гамму (1751 г.), цикл из 75 коротких подражательных пьес для пяти духовых инструментов, упорядоченных по тональности и манере, а также латинские священные произведения и рождественские гимны. В 1757 году он опубликовал "Инструктивный камертон", один из самых важных и прогрессивных испанских музыкальных трактатов 18 века. Следуя либеральным идеям, отстаиваемым Б. Дж. Фейху в его "Cartas eruditas y curiosas", он оправдывал инновации до тех пор, пока они доставляли слуховое удовольствие, тем самым противопоставляя рационалистический взгляд на музыку. Этот аспект трактата подвергся критике со стороны умеренного А. В. Роэля дель Рио в его "Естественном и научном обосновании музыки" (1760).
В течение этого периода Родригес безуспешно подавал заявки на более престижные должности; в конце концов в сентябре 1765 года он сменил Хосе Мир-и-Ллуса на посту маэстро капеллы Монастыря де ла Энкарнасьон в Мадриде, который пользовался королевским покровительством.
Всего через три года после своего приезда он начал короткую, но блестящую карьеру композитора сценической музыки, сотрудничая главным образом с драматургом Рамоном де ла Крусом (1731-1794). Эти постановки были поставлены в просвещенный период правления графа Аранда, президента совета Кастилии, с 1766 по 1773 год; их первая совместная работа, "Серьезная Сарсуэла Брисеида", была выбрана для открытия первого специального летнего сезона ежедневных представлений в муниципальных театрах Мадрида. Героический сюжет, основанный на эпизоде "Гнева Ахилла" во время Троянской войны, представляет собой адаптацию метастазийской музыкальной драмы к традициям эпохи после Кальдерона Сарсуэлы; музыка, чередующаяся с устными диалогами, состоит в основном из арий и каватин, а во втором акте - речитативы для двоих. главные роли - Ахилл и Брисеида, ансамбль в конце первого акта и хор в конце произведения. "Сегадоры Вальекаса" (партитура которого утеряна), напротив, были созданы по мотивам драмы Гольдони "Джокоши", поставленной Пиччинни, Траэттой и Галуппи; в либретто изображена сельская обстановка, народные персонажи представлены наряду с благородными.
Вторая комическая опера Родригеса "Зарсуэла", "Лабрадоры Мурсии" (1769), демонстрирует явное влияние оперы-буффа, особенно в финале первого акта "цепочкой" из 443 тактов, который отражает драматическое действие (значение "мурсийской песни" в сопровождении популярных инструментов в пятой части имеет большое значение). было преувеличено). Крестьянские арии передают юмор и простоту текста, в то время как серьезные и полусерьезные персонажи изображены со стилистическими элементами, заимствованными из оперы-сериа. В своей последней важной сценической работе "Сципион в Картахене" (1770) Родригес сотрудничал с малоизвестным писателем Пабло Агустином Кордеро, который сосредоточил свое внимание на завоевании испанского порта Новый Карфаген (Картахена) во время Второй Пунической войны. Это произведение еще больше, чем "Брисеида", отличается от метастазианского стиля; в каждом акте есть два припева, а музыка демонстрирует большую беглость и знакомство с доклассическими формами и идиомами. Благодаря этим четырем сарсуэлам Родригес стал испанским композитором с наибольшим количеством произведений, премьера которых состоялась в коммерческих театрах Мадрида в период с 1760 по 1770 год, а в конце 1760-х годов его сарсуэлы были единственными, которые могли соперничать с операми, адаптированными Пиччинни и Галуппи. Этими двумя комическими работами он фактически создал комическую сарсуэлу, которая затем культивировалась в 1770-х годах Фабианом Гарсией Пачеко, Вентурой Гальваном, Антонио Росалесом и другими; эти работы, в свою очередь, открыли путь к сарсуэле 19-го века.
После неудачного приема "Сципиона в Картахене", который шел всего три дня, Родригес больше не сочинял "сарсуэлы", хотя и внес свой вклад в сценические постановки и написал интермедии к неоклассической трагедии Николаса Фернандеса де Моратина "Хормесинда" (1770). 1770-е годы были его самыми плодотворными годами в качестве композитора духовной музыки; среди сохранившихся произведений следует отметить большое количество вильянсико, в основном на Рождество и День Тела Христова, а также произведения на латинские литургические тексты. Начиная с 1781 года, его духовные сочинения были собраны в два тома в переплете под названием "Романтическая музыка" и "Практическая музыка мотета" (ныне хранятся в электронном издании). Большинство его латинских литургических произведений, особенно для богослужения и месс, написаны для двух хоров и в античном стиле. В таких произведениях, как псалмы, гимны, антифоны и магнификаты, преобладает гомофоническое хоровое письмо, чередующееся с контрапунктическими пассажами и соло или дуэтами (как правило, для сопрано или тенора). Влияние итальянского оперного стиля заметно в "Вильянсико" и других испанских духовных произведениях, а также в некоторых латинских произведениях, таких как "Плач на страстной неделе". Как и другие испанские композиторы того времени, Родригес варьирует формальный стиль барочного вильянсико, и во многих случаях последовательность речитативов и арий (обычно да капо) заменяет сольные куплеты.
В последние годы своей жизни Родригес пользовался солидной репутацией и большим уважением. По просьбе маркиза Флориды Пиментеля в 1777 году он написал "Заметки об испанском вкусе в музыке" - краткий отчет для Лондона о состоянии духовной, театральной и народной музыки в современной Испании; в критической рецензии на книгу Антонио Марча и Эстрадера "Собрания органистов у маркинас органос и способ восстановления" (1779), представляющую собой перевод отрывков из книги Франсуа Бедоса де Селлеса "Искусство органного дела", он потребовал создания академии музыки, подобной академиям изящных искусств из Сан-Фернандо в Мадриде, Сан-Карлоса в Валенсии или Трех благородных искусств в Севилье. Его произведения оставались практически забытыми до 1896 года, когда Фелипе Педрелл спас часть музыки для "Брисеиды" для серии конференций в Мадридском Атенеуме и совместно с Хесусом Монастерио спродюсировал "Лабрадоры Мурсии" в Мадридской консерватории.
Ноты сочинений Антонио Родригеса де Хиты на сайте библиотеки IMSLP