Робер, Пьер
1618 - 1699

Назад

Пьер Робер (Pierre Robert) - французский композитор и духовный деятель

  • Родился около 1618 года - Лувр, Париж.
  • Погребён 30 декабря 1699 г. - Париж.

Робер, происходивший из семьи высокопоставленных судей, обучался в хоровой школе Нотр-Дам в Париже. Нет никаких доказательств, подтверждающих утверждение Фетиса о том, что он пел в соборе Нуайон, а после 1637 года - в Сен-Жермен-л'Оксерруа в Париже. Фетис также утверждал, что Робер был рукоположен в сан священника еще в 1637 году. В 1648 году он был назначен мэтром часовни в соборе Санлиса. С 1650 по 1652 год он служил в том же качестве в Шартре. 28 апреля 1653 года он вернулся в Нотр-Дам на десятилетнюю службу, сменив Бурнонвиля на посту мэтра Шапель. В 1663 году Людовик XIV назначил четырех мэтров для своей королевской капеллы, каждый из которых должен был прислуживать в течение одного квартала; с апреля этот квартал был назначен Роберу. В 1669 году Гобер и Экспилли ушли на пенсию; затем Робер и Дю Мон поделили год между собой, причем Робер взял на себя июльскую и октябрьскую четверти. После смерти Гобера в 1672 году Робер, как и Дю Мон, стал композитором музыкальной капеллы и королевского дворца. По неизвестным причинам он ушел из королевской капеллы в 1683 году. Его ежегодная пенсия в размере 2500 ливров началась в декабре того же года. В 1671 году он стал аббатом Камбона в епархии Пуатье, а в 1678 году - аббатом Сен-Пьер-де-Мелена, и занимал эти должности до самой смерти. Не сохранилось ни одной светской музыки Робера, хотя он 17 лет проработал музыкантом при королевских покоях. Его главным вкладом является сборник песнопений для королевской часовни, опубликованный в 1684 году Кристофом Балларом в 20 сборниках. Эти 24 великих мотета, напечатанные "по особому распоряжению Его величества", внешне мало отличаются от произведений Люлли и Дю Мона. И большой хор, и оркестр состоят из пяти частей, что характерно для Франции того периода. Только в малом хоре с его “ансамблями песен” выражается индивидуальность композитора. Выбирая из восьми возможных сольных голосов, Робер противопоставляет звучность быстрому и иногда произвольному чередованию вокальных тембров. В своих маленьких песнопениях Робер был более чувствителен к выразительной силе диссонанса и модуляции: например, итальянский диалог, завершающий "Фламму", с текстовыми повторами, мелодическими последовательностями и хроматизмом, очень далек от зачастую жестких повторений больших песнопений.

Ноты сочинений Пьера Робера на сайте библиотеки IMSLP