Робер, Пьер
1618 - 1699

Назад

Robert, Pierre

  • Дата рождения: около 1618
  • Место рождения: Лувр, близ Парижа, Франция
  • Дата смерти: 30 декабря 1699 (похоронен)
  • Место смерти: Париж, Франция

Биография

Пьер Робер — французский композитор и церковный деятель. Происходил из семьи высокопоставленных магистратов. Он получил музыкальное образование в хоровой школе Нотр-Дам в Париже. Нет достоверных доказательств утверждений Фетиса о том, что он пел в Нойонском соборе, а после 1637 года — в церкви Сен-Жермен л’Осерруа в Париже. Также Фетис утверждал, что Робер был рукоположен в священники уже в 1637 году.

В 1648 году он был назначен maître de chapelle (капельмейстером) Сенлисского собора. С 1650 по 1652 год занимал аналогичную должность в Шартрском соборе. 28 апреля 1653 года он вернулся в Нотр-Дам на десять лет, сменив Бурнонвиля в должности maître de chapelle. В 1663 году Людовик XIV назначил четырёх sous-maîtres для своей королевской капеллы, каждый из которых должен был служить один квартал; Робер получил квартал, начинающийся в апреле. В 1669 году Гобер и Экспилли ушли на пенсию; Робер и Дю Мон разделили год между собой, Робер отвечал за июль и октябрь. После смерти Гобера в 1672 году Робер вместе с Дю Мон был назначен compositeur de la musique de la chapelle et de la chambre du roi (композитором музыки королевской капеллы и королевской камеры). По неизвестным причинам в 1683 году он ушёл из королевской капеллы, и с декабря того же года начал получать ежегодную пенсию в размере 2500 ливров.

В 1671 году он стал аббатом Камбона в епархии Пуатье, а в 1678 — аббатом Сен-Пьер-де-Мелюн, сохранив эти должности до самой смерти.

Творчество

Секулярная музыка Робера не сохранилась, хотя он провёл 17 лет в качестве музыканта при королевской камере. Основной вклад Робера — это сборник Motets pour la chapelle du Roy (Мотеты для королевской капеллы), опубликованный в 1684 году Кристофом Балларом в 20 партитурах. Эти 24 больших мотета, напечатанные «по прямому приказу Его Величества», мало чем отличаются внешне от произведений Лулли и Дю Мона. Большой хор и оркестр имеют пятиголосную текстуру, типичную для французской музыки того времени. Индивидуальность композитора проявляется в малом хоре (petit choeur) с его «ансамблями рассказов» (ensembles de récits), где он контрастирует тембры солистов, выбирая из восьми возможных голосов и чередуя их быстро и порой произвольно.

В своих малых мотетах Робер проявляет большую чувствительность к выразительной силе диссонансов и модуляций: например, итальянизирующий диалог, закрывающий O flamma, с повторениями текста, мелодическими последовательностями и хроматизмом, сильно отличается от часто строгих récits больших мотетов.

Произведения

  • Motets pour la chapelle du Roy (Мотеты для королевской капеллы), 5–6 голосов, basso continuo, Париж, 1684; также квинтет для скрипок
  • 10 пьес, 2–4 голоса, в сборнике Petits motets et Elévations авторов Карисси, Лулли, Робера, Даниэлиса и Фоджии, Париж, 1688
  • 1 мотет: Memorare dulcissime Jesu (Помяни, сладчайший Иисус), 3 голоса, basso continuo, в сборнике Motets de différens autheurs
  • Splendor aeternae gloriae (Сияние вечной славы), 2 голоса, basso continuo

Ноты сочинений Пьера Робера на сайте библиотеки IMSLP