Ривандер, Пауль
1570 - 1621

Назад

Rivander, Paul

  • Дата рождения: ок. 1570
  • Место рождения: Лёсниц, недалеко от Майсена, Германия
  • Дата смерти: после 1621
  • Место смерти: Нюрнберг, Германия

Биография

Пауль Ривандер — немецкий композитор. По собственным словам, он изучал свободные искусства. С 1613 по 1615 год был музыкантом в Бранденбургской капелле при дворе в Ансбахе. До этого, вероятно, находился в Австрии, так как в предисловии ко второй части своего сборника Prati musici (1613) он сообщил, что первая часть, ныне утраченная, была опубликована в Австрии. Возможно, он отправился в Ансбах в свите императора Матфия, коронованного во Франкфурте в 1612 году.

С 1615 года Ривандер жил в Нюрнберге. Его четыре сохранившихся тома песен и танцев (1613–1621) отражают переход от полифонической ансамблевой песни к барочной песне с basso continuo, который уже предвещался увеличением применения гомофонной текстуры. Последний сборник, по крайней мере, был предназначен для студентов. В предисловии ко второй части Prati musici он анонсировал третью часть, аналогично первой неизвестную, демонстрируя себя как умного музыканта, который сознательно использовал простые, современные текстуры, соответствующие тексту, чтобы их было хорошо слышно. Он также подчёркивал, что мелодия песни не должна определяться исключительно выразительным содержанием первой строфы стихотворения. В пьесах без слов он проявлял аналогичную точность, используя собственную систему знаков для обозначения громких и тихих фраз. Мелкие детали мелодии, ритма, фразировки и определённые выразительные контрасты свидетельствуют о стремлении композитора найти собственный музыкальный язык.

Творчество

Ривандер писал в основном вокальные и инструментальные произведения, включающие песни, танцы и ансамблевую музыку для различных составов голосов и инструментов. Его музыка отличается ясностью структуры, вниманием к тексту и тщательной проработкой динамических и выразительных нюансов.

Произведения

  • Prati musici ander Theil, darinnen newe weltliche Gesäng … benebens etlichen Paduanen, Intraden, Courrenten und Täntzen (Практическая музыка, вторая часть, содержащая новые светские песни … а также несколько падуан, интрад, корренти и танцев), 3–5, 8 голосов, виолы/другие инструменты (Ансбах, 1613)
  • Newe lustige Couranten (Новые весёлые корренти), 4 скрипки/другие инструменты (Ансбах, 1614)
  • Ein newes Quodlibet (Новое кодлибе), 4 голоса (Нюрнберг, 1615; публиковалось отдельно, 1614)
  • Studenten Frewd, darinnen weltliche Gesänge … benebens Paduanen (Радость студентов, содержащая светские песни … а также падуаны), 3–8 голосов (Нюрнберг, 1621)