Риттер, Кристиан
1645 - 1717

Назад

Кристиан Риттер (Christian Ritter) - немецкий композитор и органист

  • Родился, вероятно, между 1645 и 1650 годами.
  • Умер после 1717 года.

Самым ранним источником информации о нем является рукописная копия произведения, которое явно является автографом и на котором стоит дата 1666 год и содержится описание его как "камерного органиста в Холле (то есть Галле)". Чтобы занимать такой пост, ему должно было быть около 20 лет. Судя по его дальнейшей жизни, он принадлежал к группе дрезденских музыкантов, возглавляемой Шютцем и Кристофом Бернхардом. Его пребывание в Галле подтверждается документами только с 1672 года, когда он был придворным музыкантом; Позже он также стал придворным органистом. С 1681 года он числится органистом при шведском дворе в Стокгольме, а вскоре также был назначен заместителем капельмейстера; то, что он написал музыку для похорон шведского министра Й.А. Реншельда, который умер 12 октября 1680 года, позволяет предположить, что он прибыл в Стокгольм до 1681 года. Однако вскоре он уехал, чтобы в 1683 году занять должность заместителя капельмейстера и придворного органиста в Дрездене. С 1688 по 1699 год он снова работал в Стокгольме, где его по-разному называют заместителем капельмейстера и музыкантом. На самом деле он, вероятно, руководил хофкапеллой, должность капельмейстера которой сначала, до 1690 года, занимал Густав Дюбен, а затем, номинально после его смерти, его сын Густав (второй). Нет никаких упоминаний о том, что он жил в Стокгольме после 1699 года. В 1704 году он был в Гамбурге, что, вероятно, является автографом, датированным этой датой. В письме, опубликованном Маттезоном в 1725 году, он участвовал в полемике, которую Маттезон начал в 1717 году. В нем он называл себя "заслуженным", но Маттезон называл его "исполняющим обязанности капельмейстера короля Швеции". Каким бы ни был его статус, в 1717 году он явно был еще жив, и, судя по словам Маттезона, так могло быть и в 1725 году. 

Рукописные источники сохранившихся работ Риттера сосредоточены в Северной Германии и особенно в коллекции Дюбена. Хотя они, конечно, не составляют общего объема его творчества, преобладание вокальных произведений вполне могло быть его отличительной чертой, поскольку он был прежде всего капельмейстером и лишь временно работал органистом. Одна из двух сюит для клавишных, до минор, представляет собой ламенто, похожее на сонаты Фробергера; сонатина ре минор, несмотря на свое название, несколько напоминает северонемецкую органную токкату, хотя контрасты в ней не столь велики. Вокальные произведения охватывают широкий спектр форм – духовный концерт, концертато–мотет и ранний тип кантаты, - и силы, для которых они написаны, также очень разнообразны. Лишь немногие из них смешивают библейские и вольные тексты, и по-прежнему предпочтение отдается ариозо и сольным партиям, похожим на песни, а не речитативам и ариям да капо. Они показывают, что Риттер был не только чутким композитором с гибким подходом к форме, но и тем, кто благодаря выразительной силе и использованию богатой звучности достиг самобытного голоса. Таким образом, порвав с традициями школы Шютца, он внес индивидуальный вклад в протестантскую церковную музыку еще до Баха. 

Маркс (1987) предположил, что Риттер является автором "Страстей по Иоанну", ранее приписываемых Генделю, – гипотеза, которую необходимо проверить путем более тщательного сравнения с аутентичными вокальными произведениями Риттера.

Ноты сочинений Кристиана Риттера на сайте библиотеки IMSLP