Риттер, Кристиан
1645 - 1717
Назад
Ritter, Christian

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Кристиан Риттер — немецкий композитор и органист. Ранние сведения о нём содержатся в рукописной копии произведения, явно являющейся автографом, с датой 1666 года и указанием его как «камерный органист в Галле». Чтобы занимать такую должность, ему должно было быть около 20 лет. Судя по дальнейшей биографии, он, вероятно, принадлежал к кругу музыкантов Дрездена, возглавляемому Шютцем и Кристофом Бернхардом. Его присутствие в Галле подтверждено документами с 1672 года, когда он был придворным музыкантом; позже он стал также придворным органистом.
С 1681 года Риттер числится органистом при Шведском дворе в Стокгольме и вскоре был назначен вице-капельмейстером. То, что он написал музыку для похорон шведского министра Й. А. Реншкёльда, умершего 12 октября 1680 года, указывает на его прибытие в Стокгольм до 1681 года. Однако вскоре он покинул Швецию, чтобы занять должность вице-капельмейстера и придворного органиста в Дрездене в 1683 году. С 1688 по 1699 год он снова работал в Стокгольме, где упоминается как вице-капельмейстер и музыкант; фактически он, вероятно, руководил придворной капеллой, тогда как должность капельмейстера сначала занимал Густав Дюбен, а после его смерти номинально — его сын Густав.
После 1699 года сведений о пребывании Риттера в Стокгольме нет. В 1704 году он находился в Гамбурге, что подтверждается вероятной автографической композицией. В 1717 году Риттер участвовал в музыкальной дискуссии, инициированной Маттезоном, и называл себя «эмеритус», однако Маттезон упоминал его как «действующего капельмейстера при короле Швеции». Он был явно жив в 1717 году и, возможно, оставался жив до 1725 года.
Рукописные источники сохранившихся произведений Риттера сосредоточены в Северной Германии, особенно в коллекции Дюбена. Хотя они не отражают всего его творчества, преобладание вокальных произведений, вероятно, соответствует его основной деятельности как капельмейстера. Он работал временно как органист, а его клавирные произведения включают две сюиты: сюита до минор — леманто в стиле Фробергера, а Сонатина ре минор, несмотря на название, написана в стиле северогерманской органной токкаты с умеренными контрастами.
Вокальные произведения охватывают широкий диапазон форм: священный концерт, концертированная мотет и ранний тип кантаты. Оркестровые и вокальные составы очень разнообразны. Немногие произведения сочетают библейский и свободный текст, сохраняя предпочтение арioso и песенно-ориентированным сольным номерам над речитативами и да-капо ариозо. Эти работы демонстрируют, что Риттер был чувствительным композитором с гибким подходом к форме и благодаря выразительной силе и богатой звукописи обрел индивидуальный стиль. Отходя от традиций школы Шютца, он внёс значительный вклад в протестантскую церковную музыку до эпохи Баха.
Гипотеза Маркса (1987), что Риттер является автором Страстей по Иоанну, ранее приписываемых Генделю, требует проверки через сравнительный анализ с достоверными вокальными произведениями Риттера.
Ноты сочинений Кристиана Риттера на сайте библиотеки IMSLP