Ритшель, Йоханнес (Михаэль Игнац)
1739 - 1766
Назад

Йоханнес (Михаэль Игнац) Ритшель (Johannes (Michael Ignaz) Ritschel) - немецкий скрипач и композитор
- Крещён 29 июля 1739 г. - Мангейм.
- Умер 25 марта 1766 г. - Мангейм.
Сын Франца Ритшеля. С 1756 по 1763 год он числился скрипачом в оркестре Мангейма. Курфюрст Карл Теодор поощрял его талант и 8 октября 1757 года выделил ему трехлетнюю стипендию для обучения в Италии “за его успехи в музыке”. В начале 1758 года он начал свое обучение у падре Мартини в Болонье, завершив различные исследования контрапункта в 1758-1759 годах и, по крайней мере, два согласованных духовных произведения в 1760 году. Три письма от его отца свидетельствуют об уважении, которое учитель питал к своему ученику. Весной 1761 года Ритшель был в Риме и 15 апреля написал Мартини письмо, в котором критиковал местный стиль церковной музыки как поверхностный и “неаполитанский”. Тем не менее позже в том же году он отправился в Неаполь в качестве ученика Дженнаро Манны и 2 марта 1762 года с энтузиазмом написал Мартини о двух новых произведениях И.С. Баха, с которым, вероятно, познакомился в Неаполе. В 1763 году, в возрасте 24 лет, Ритшель был назначен на должность "курфюрст-хранитель музыки" (вице-капельмейстера) в Мангейме. Его благодарность курфюрсту была выражена в посвящении Карлу Теодору оратории "Иоас и Джуда" (1763), его первого сочинения после возвращения в Мангейм. Леопольд Моцарт, посетивший летом того же года Шветцинген со своими детьми, упомянул "господина Ритшеля, заместителя капельмейстера" как одну из самых заметных личностей в музыкальной жизни избирательного суда, а в письме к своему сыну от 11 декабря 1777 года упомянул об обучении Ритшеля у падре Мартини. Но к тому времени Ритшель был мертв уже более десяти лет, и его место занял Дж. Дж. Воглер.
Учитывая короткий период между его возвращением из Италии и ранней смертью в возрасте 26 лет, Ритшеля следует считать одним из самых плодовитых и одаренных композиторов второго поколения в Мангейме. Его творчество, состоящее в основном из духовной музыки, включает ораторию "Иоас", шесть месс и множество других церковных произведений. Кроме того, ему могут быть предварительно приписаны концерт для флейты, концерт для гобоя и симфония, в которых композитор указан только по фамилии. Стилистически его духовная музыка находится между сдержанностью падре Мартини и более оперными неаполитанскими манерами. Эдуард Шмитт отметил, что “масштабные постановки псалмов и мессы ставят Ритшеля в … наравне с Хольцбауэром и Рихтером”.