Ристори, Джованни Альберто
1692 - 1753

Назад

Джованни Альберто Ристори (Giovanni Alberto Ristori) - итальянский композитор

  • Родился в 1692 году - Болонья.
  • Умер 7 февраля 1753 г. - Дрезден.

Он был сыном Томмазо Ристори, разносторонне одаренного музыканта и актера, а также руководителя бродячей труппы итальянских комедиантов, которая незадолго до рождения Джованни находилась на службе у саксонского курфюрста Иоганна Георга III в Дрездене. Ни место, ни точная дата рождения Джованни не указаны в документах, но его родиной по-разному называют Болонью (в Ла-Борде и Герберле), Вену в саксонском паспорте 1715 года и Венецию в партитуре кантаты Верди “Колли”. Премьера его первой оперы "Триумфальная паллада в Аркадии" состоялась летом 1713 года в театре дельи Обицци в Падуе, а в ноябре "Неистовый Орландо" был поставлен в театре Святого Ангела в Венеции; обе оперы были возрождены в Венеции в следующем году, когда, кроме того, "Эвристео" было исполнено в Венеции. Венеция и Болонья и его Пигмалионе в Ровиго. В декабре 1715 года Томмазо Ристори и его итальянские комедианты были приглашены курфюрстом Фридрихом Августом I (также Августом II, королем Польши) при саксонском дворе. Джованни и его жена Мария сопровождали его родителей в Дрезден, но он не занимал там никакой официальной должности до 1717 года, когда был назначен композитором в итальянский театр комедии, которым руководил его отец; в то же время он стал директором капеллы полакка с окладом в 600 талеров. Капелла, сопровождавшая Августа II в его поездках в Польшу, состояла из дюжины музыкантов, включая Дж. Дж. Кванца, сначала работавший гобоистом, и скрипач Франц Бенда. Хотя Лотти был постоянным оперным композитором Дрездена с 1717 по 1719 год, Ристори поставил свою первую придворную оперу "Клеониса" 15 августа 1718 года. Но вскоре итальянская опера была сильно урезана, и Ристори и его отец были одними из немногих итальянцев, не уволенных со службы в 1720 году. В последующие годы Ристори, который вместе с Хайнихеном и Зеленкой отвечал за церковные службы при саксонском дворе, сочинял мессы, мотеты, литании и другие литургические произведения. Его "Литания в честь Франческо Ксаверио" была исполнена в 1721 или 1722 году, а оратория "Отложение делла Кроче", вероятно, была впервые исполнена в 1727 году. Есть также свидетельства об оперном представлении в Праге осенью 1723 года, и примерно в то же время в Вероне была поставлена новая опера "Клеоница". Его комическую оперу "Каландро" иногда называют первой итальянской оперой-буффа, написанной в Германии. За ней в 1727 году последовала еще одна итальянская комедия "Un pazzo ne fà cento, ovvero Don Chisciotte". Когда "Каландро" был возрожден на карнавале 1728 года, прусский кронпринц и будущий Фридрих Великий посетил представление и попросил копию партитуры. Часть 1731-1732 годов Ристори провел в России с труппой своего отца по приглашению недавно коронованной императрицы Анны Иоанновны. Его "Серенада" была исполнена в Москве летом 1731 года, а возрождение "Каландро" 11 декабря принято считать первым представлением итальянской оперы в России. После краткого визита в Санкт-Петербург в начале 1732 года труппа отправилась в Варшаву, где проживал Август II. В октябре 1732 года там был исполнен псалом Ристори "Лауда Иерусалимская". Большинство итальянских комедиантов в Дрездене были уволены, когда Август II умер в 1733 году; ему наследовал его единственный законный сын Фридрих Август II, который также был королем Польши как Август III. В это время Ристори был временно понижен в звании до камерного органиста с пониженной зарплатой в 450 талеров, но к 1745 году она возросла до 1200 талеров. С уходом на пенсию 75-летнего Томмазо Ристори импровизированная итальянская комедия при дрезденском дворе подошла к концу, и на саксонской сцене воцарилась серьезная опера под руководством нового капельмейстера Хассе. Помимо Хассе, Джованни Ристори регулярно выступал с новыми сочинениями, написав кантаты на дни рождения и именины, "Stabat mater" (1736) и несколько дуэтов для четырехголосной оперы, а также произведения для сцены, в том числе коронационную оперу "Судьба", поставленную 10 августа 1736 года, и "Арианну" для церемонии курфюрста. день рождения - 7 октября 1736 года. Другие произведения были написаны для использования при варшавском дворе. Ристори, вероятно, не руководил премьерой своего "Пастиччо Дидоне аббандоната" в Ковент-Гардене, Лондон, 13 апреля 1737 года, но он руководил репетициями и постановками своих "Темистокла и Адриано в Сирии" в Сан-Карло, Неаполь, в 1738 и 1739 годах; он, должно быть, сопровождал туда саксонскую принцессу Марию Амалию после ее свадьбы с Карлом III, королем Обеих Сицилий, в мае 1738 года. К 1744 году он вернулся в Дрезден, где в том же году сочинил три мессы, в том числе мессу Святого Патрика в честь Рождества Христова.; качество этих и других хоровых произведений было признано после того, как в 1746 году он был назначен придворным композитором Кирхенкомпони. Ристори также написал несколько кантат на тексты баварской принцессы Марии Антонии вскоре после ее свадьбы с саксонским кронпринцем Фридрихом Кристианом в 1747 году. В 1750 году Август III вновь вознаградил Ристори за многолетнюю службу и выдающуюся музыкальную деятельность, назначив его заместителем капельмейстера при Хассе. Его последнее произведение, месса до мажор, датировано 1752 годом. Когда он умер в следующем году, его вдове была назначена пенсия в размере 400 талеров, а также выплачена компенсация за коллекцию собственных партитур Ристори, некоторые из которых были утрачены во время бомбардировки Дрездена в 1760 году и многие другие во время Второй мировой войны. Постановка "Арианны" при дрезденском дворе в 1756 году является последней известной постановкой театрального произведения Ристори в 18 веке. Утрата столь значительной части музыки Ристори означает, что его творчество остается недооцененным и что точная оценка его музыкального стиля вряд ли возможна. Однако сохранившиеся источники свидетельствуют о его выдающейся компетентности во всех жанрах того времени, за исключением инструментальной музыки,  которую он писал мало. Его лучшие произведения - камерные кантаты и большие духовные произведения, в которых контрапунктическая сложность превосходит таковую в произведениях Хассе 1740-х годов. Но он не уступал Хассе по широте и мелодической красоте. Только в своих интермеццо Ристори, кажется, не уступает своему более знаменитому коллеге. Известно, что священник Козимо Ристори, живший в начале XVIII века и сочинявший оратории для Флоренции, не состоял в родстве с Джованни. Среди его ораторий - "Триумф федры с Крещения" (1719), "Коронация эфира" (1720) и "Давид, верующий в различия между народами" (1721).

Ноты сочинений Джованни Альберто Ристори на сайте библиотеки IMSLP