Ристори, Джованни Альберто
1692 - 1753
Назад
Ristori, Giovanni Alberto

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джованни Альберто Ристори — итальянский композитор. Он был сыном Томмазо Ристори, разностороннего музыканта и актёра, который также руководил передвижной труппой итальянских комедиантов. Эта труппа незадолго до рождения Джованни находилась на службе саксонского курфюрста Иоганна Георга III в Дрездене. Место и точная дата рождения Джованни документально не зафиксированы, однако разные источники указывают его как Болонью, Вену (по саксонскому паспорту 1715 года) и Венецию (по партитуре его кантаты Verdi colli («Зелёные холмы»)).
Первая опера Ристори, Pallade trionfante in Arcadia («Триумфальная Паллада в Аркадии»), была поставлена летом 1713 года в театре Teatro degli Obizzi в Падуе. В ноябре того же года в Венеции состоялась премьера его Orlando furioso («Бешеный Орландо») в театре S Angelo. Обе оперы были возобновлены в Венеции в следующем году, к тому же были исполнены Euristeo («Эуристей») в Венеции и Болонье, а Pigmalione («Пигмалион») в Ровиго.
В декабре 1715 года Томмазо Ристори и его итальянские комедианты были приглашены на службу курфюрстом Фридрихом Августом I (также Август II, король Польши) при саксонском дворе. Джованни с супругой Марией сопровождали родителей в Дрезден, однако официальную должность он получил только в 1717 году, когда был назначен композитором итальянского комического театра, которым руководил его отец. Одновременно он стал директором cappella polacca с окладом 600 талеров. Эта капелла сопровождала Августа II в поездках по Польше и состояла из двенадцати музыкантов, среди которых были Й. Й. Кванц, первоначально нанятый как гобоист, и скрипач Франц Бенда.
Несмотря на то, что Лотти был резидентным композитором оперы в Дрездене с 1717 по 1719 годы, Ристори поставил свою первую придворную оперу Cleonice («Клеоника») 15 августа 1718 года. Однако вскоре итальянская опера была сильно ограничена, и Ристори с отцом остались среди немногих итальянцев, не уволенных в 1720 году. В последующие годы Ристори вместе с Гейнхеном и Зеленькой отвечал за богослужения при саксонском дворе, создавая мессы, мотеты, литании и другие литургические произведения. Его Litanie di S Francesco Xaverio («Литании святого Франциска Ксаверия») были исполнены в 1721 или 1722 году, а оратория La deposizione della croce («Снятие с креста») вероятно впервые прозвучала в 1727 году. Есть свидетельства постановки оперы в Праге осенью 1723 года и возобновления Cleonice в Вероне примерно в то же время.
Комическая опера Ристори Calandro («Каландро») иногда называется первой итальянской оперой-буффа, написанной в Германии. В 1727 году за ней последовала ещё одна итальянская комедия Un pazzo ne fà cento, ovvero Don Chisciotte («Сумасшедший делает сто, или Дон Кихот»). Когда Calandro был возобновлён в Карнавал 1728 года, на представление пришёл прусский кронпринц и будущий Фридрих Великий, который запросил партитуру оперы.
В 1731–1732 годах Ристори находился в России с труппой своего отца по приглашению новокоронованной императрицы Анны Иоанновны. Серената Ристори была исполнена летом 1731 года в Москве, а возобновление Calandro 11 декабря считается первым исполнением итальянской оперы в России. После короткого визита в Санкт-Петербург в начале 1732 года труппа отправилась в Варшаву, где находился Август II. Псалом Ристори Lauda Jerusalem («Хвалите, Иерусалим») был исполнен там в октябре 1732 года.
После смерти Августа II в 1733 году большинство итальянских комедиантов в Дрездене было уволено. Его преемником стал единственный законный сын Фридрих Август II, также король Польши как Август III. В этот период Ристори временно понижен до звания камерного органиста с уменьшенной зарплатой 450 талеров, но к 1745 году оклад увеличился до 1200 талеров. С уходом Томмазо Ристори, которому было 75 лет, импровизированная итальянская комедия при дворе прекратилась, а серьёзная опера под управлением нового капельмейстера Гассе заняла доминирующее место на саксонской сцене.
Ристори продолжал создавать новые произведения: кантаты к дням рождения и именинам, Stabat Mater (1736), несколько Duetti per la Quadragesima («Дуэты для Великого поста»), а также сценические произведения, включая коронационную оперу Le fate («Феи», 10 августа 1736 года) и Arianna («Ариадна», 7 октября 1736 года) к дню рождения курфюрста. Некоторые работы создавались для использования при дворе в Варшаве.
Ристори, вероятно, не контролировал премьеру своего пастиччо Didone abbandonata («Покинутая Дидона») в Лондоне 13 апреля 1737 года, но руководил репетициями и постановками Temistocle («Фемистокл») и Adriano in Siria («Адриан в Сирии») в Неаполе в 1738 и 1739 годах. Он, по всей видимости, сопровождал саксонскую принцессу Марию Амалию после её брака с Карлом III, королём Двух Сицилий в мае 1738 года.
К 1744 году Ристори вернулся в Дрезден, где написал три мессы, включая Messa per il Santissimo Natale di N.S. in D («Месса к Святейшему Рождеству Господа нашего в ре мажоре»). Качество этих и других хоровых произведений было отмечено назначением Ристори церковным композитором при дворе в 1746 году. После брака баварской принцессы Марии Антонии с саксонским кронпринцем Фридрихом Кристианом в 1747 году Ристори положил на музыку несколько её кантатных текстов. В 1750 году Август III снова вознаградил Ристори за долгие годы службы, назначив его вице-капельмейстером при Гассе. Последняя работа Ристори — месса в до мажоре, датированная 1752 годом. После смерти композитора вдова получила пенсию в 400 талеров и была оплачена за коллекцию партитур мужа, часть которых была утрачена при бомбардировке Дрездена в 1760 году, а многие — во время Второй мировой войны. Возобновление Arianna при дворе Дрездена в 1756 году является последним известным исполнением театрального произведения Ристори в XVIII веке.
Потеря значительной части музыкального наследия Ристори делает его творчество недооценённым и затрудняет точную оценку музыкального стиля. Однако сохранившиеся источники показывают его высокую компетентность во всех жанрах, кроме инструментальной музыки, которой он писал немного. Наиболее значимыми его произведениями являются камерные кантаты и крупные духовные сочинения, содержащие полифонические сложности, превосходящие работы Гассе 1740-х годов. Но по широте и мелодической красоте Ристори не сравним с Гассе. Лишь в интермеццо он кажется равным своему более известному коллеге.
Священник начала XVIII века Козимо Ристори, создававший оратории для Флоренции, не имеет документально подтверждённой родственной связи с Джованни. Его оратории включают La fede trionfante di S Cresci (1719) («Триумфирующая вера святого Кречи»), L’incoronazione di Ester (1720) («Коронация Эсфири») и David, ovvero L’innocenza difesa (1721) («Давид, или Защищённая невинность»).
Джованни Альберто Ристори создавал оперы, оратории, мессы, литании, мотеты, кантаты, серенаты и камерные произведения. Его творчество отличается полифоническими сложностями, высокой духовностью и вниманием к драматическому развитию. Он работал как при саксонском, так и при варшавском дворе, став одним из заметных итальянских композиторов, действовавших за пределами Италии в первой половине XVIII века.
Его комические оперы, такие как Calandro («Каландро») и Un pazzo ne fà cento, ovvero Don Chisciotte («Сумасшедший делает сто, или Дон Кихот»), отмечены новаторством и считаются важными для истории оперы-буффа. Священная музыка Ристори, включая Stabat Mater (1736) и Messa per il Santissimo Natale di N.S. in D («Месса к Святейшему Рождеству Господа нашего в ре мажоре»), демонстрирует мастерство контрапункта и глубокое понимание литургического стиля.
Опера и драматическая музыка
Камерная музыка
Священная музыка
Ноты сочинений Джованни Альберто Ристори на сайте библиотеки IMSLP