Рипа-и-Бланке, Антонио
1721 - 1795
Назад
Ripa y Blanque, Antonio

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Антонио Рипа-и-Бланке — испанский композитор эпохи барокко и раннего классицизма. Он начал музыкальную карьеру как певчий мальчик в кафедральном соборе Тарасоны. После обучения в епархиальной семинарии и получения сана священника он продолжил музыкальные занятия и в 1745 году изучал орган в Сарагосе. Уже 4 февраля 1746 года Рипа был назначен maestro de capilla (капельмейстером) кафедрального собора Тарасоны, сменив на этом посту Хуана де Сайаса.
В 1753 году он получил должность капельмейстера в кафедральном соборе Куэнки, где служил до 1758 года. Затем он возглавил капеллу монастыря Дескальсас Реалес в Мадриде (1758–1768). Наиболее значительный этап его карьеры связан с кафедральным собором Севильи, где он занимал пост капельмейстера с 1768 по 1789 год. В этот период его известность вышла далеко за пределы Испании: уже в 1770-е годы его считали крупнейшим испанским композитором своего времени, и его музыка была востребована даже в Новом Свете — в Мексике, Лиме, Гватемале и Сантьяго-де-Чили.
11 ноября 1786 года Рипа был избран членом Болонской филармонической академии (Accademia Filarmonica di Bologna), что свидетельствует о международном признании его творчества.
Антонио Рипа оставил после себя огромный музыкальный фонд. Согласно Gazeta de Madrid (ноябрь 1797) и подтверждению в Diario de Madrid (21 февраля 1798), после его смерти на продажу было выставлено обширное собрание сочинений: 12 месс с оркестровым сопровождением, 39 псалмов для вечерни, 10 сочинений Miserere, 11 Lamentaciones (Плачей), пять циклов респонсориев, 140 villancicos (виллансико) и 344 других произведения.
Его музыка пользовалась особым успехом в Латинской Америке: кафедральные соборы Гватемалы, Лимы, Мехико и Сантьяго-де-Чили активно исполняли и приобретали его сочинения. Например, только Лима приобрела 32 виллансико и шесть латинских сочинений, все они сохранились.
Стиль Рипы сочетал традиции испанской многокорной музыки с элементами оркестрового письма, близкими к классическому стилю. Его латинские сочинения отличаются глубиной и мастерством, порой сближающим его с Гайдном. В то же время он был мастером жанра виллансико, особенно так называемых negros (например, "Estupenda Negreria" — «Изумительная негрерия»), а также произведений с «местным колоритом», основанных на цыганских мелодиях.
Основные сочинения Антонио Рипы включают:
Среди наиболее известных его сочинений:
Его сочинения хранятся в соборах Севильи и Куэнки, в монастыре Эскориал, в Монсеррате и в Барселонской библиотеке, а также в архивах Латинской Америки.