Ринуччини, Оттавио
1562 - 1621
Назад

Оттавио Ринуччини (Ottavio Rinuccini) - итальянский поэт, придворный и первый либреттист
- Родился 20 января 1562 г. - Флоренция.
- Умер 28 марта 1621 г. - Флоренция.
Он происходил из знатной флорентийской семьи, известной в культурных и дипломатических кругах с XIII века. По–видимому, он получил образование придворного - некоторое классическое образование и достаточное знакомство с искусством сделали его активным участником придворных увеселений во Флоренции, для которых он начал писать стихи еще в 1579 году ("Маскарад д'Амаццони"). Придворный хронист Бастиано де Росси называл его "очень тонким знатоком" музыки, а Дж.Б. Дони предположил, что Монтеверди во многом полагался на него, когда писал либретто для "Арианны". Уже будучи членом Фиорентинской академии, Ринуччини в 1586 году поступил в другую флорентийскую академию, Альтерати, члены которой особенно интересовались теорией драмы и музыкой; он взял себе имя "Il Sonnacchioso" ("сонный’). Нет никаких свидетельств, подтверждающих связь Ринуччини с "Камератой" Джованни де Барди, но Барди (как и другие музыкальные гуманисты, такие как Джироламо Мэй и Якопо Корси) также был членом академии Альтерати и сотрудничал с Ринуччини в создании "Интермедии" 1589 года, которую он изготовил для свадебных торжеств великого герцога Фердинандо I. Из шести интермедиатов, которые в значительной степени объединены драматизацией чудесных сил древней музыки, Ринуччини один написал тексты трех (№ 2, 3 и 6) и большую часть еще двух (№ 1 и 5), в которые Барди также внес некоторый вклад. Третье промежуточное произведение, в котором изображена битва между Аполлоном и драконом, позже послужило Ринуччини основой для вступительной сцены его первой оперы "Дафна", которую, по его словам, он написал "исключительно для того, чтобы испытать силу музыки". Таким образом, Аполлон, бог музыки и солнца, благодаря своей способности побеждать иррациональные силы, олицетворяемые пифоном, был его первым выразителем эстетики. В 1590-х годах Ринуччини был связан с Корси, который сотрудничал с Якопо Пери в создании музыки для Дафни в недавно изобретенном стиле речитатива. Впервые поставленная в доме Корси в 1598 году и повторенная в последующие два года, "Дафна" стала первой драмой, полностью исполненной “в манере древних”. Инновации, о которых заявляли Ринуччини и Пери в своих предисловиях к "Эвридике" (1600), вдохновили конкурирующих авторов Кавальери и Каччини, ни один из которых, однако, не писал речитатив как таковой до 1600 года. Создавая новый жанр оперного либретто, Ринуччини перенял многие традиции у крупнейших поэтов-лириков своего времени: Тассо, Гуарини и Кьябреры. Его оригинальность заключалась в разработке последовательного и уникального стихотворного стиля, адаптированного к музыкальному оформлению, которое было разработано для имитации акцентов речи. Этот стиль, представляющий собой компромисс между белым стихом, типичным для устной трагедии, и единообразными размерами и близкими рифмами традиционных лирических форм, состоит из нерегулярной смеси свободно рифмующихся семи- и одиннадцатисложных строк, способных обеспечить ритмическую и мелодическую преемственность, подходящую для повествовательных пассажей, но не исключающую более насыщенного лиризма, подходящего для лирических произведений. драматически эмоциональные пассажи. Стихи Ринуччини также получили высокую оценку за их выразительные средства, которые включают ассонанс, анафору и другие виды повторения слов и звуков, способные передать эмоционально заряженные чувства в манере петраркистов. Более того, используя овидиевы сюжеты, которые сами по себе отражают силу искусства, а также пролог и счастливый финал "Эвридики", Ринуччини установил связь между новым видом искусства и трагикомическим жанром, который Гуарини защищал как подходящий для избавления от меланхолии, а не от жалости и страха, как в случае с "Эвридикой". древние. Таким образом, либретто Ринуччини следует рассматривать не как неудачную имитацию классической трагедии, а как весьма подходящее средство, с помощью которого "современная" музыка может доказать свою способность двигаться. То, что он назвал свое следующее либретто "Арианна" (1608, постановка Монтеверди) "трагедией", является скорее отражением патетического сюжета, чем общим отличием, поскольку оно также следует Овидию и в конце обращается к "богу из машины", где Ариадна возносится на небеса. Сотрудничество Ринуччини с Монтеверди в Мантуе также привело к созданию "Бала неблагодарных" (1608), который отражает влияние французского придворного балета и его периодические поездки во Францию в период с 1600 по 1604 год в качестве одного из придворных Марии Медичи. Также в 1608 году "Дафни" была возрождена в новой постановке Марко да Гальяно, к которому Ринуччини присоединился в Мантуанской академии изящных искусств. Однако его последнее либретто "Нарцисо", датируемое примерно тем же периодом, не нашло подходящего композитора, и впоследствии он написал лишь несколько небольших произведений в пасторальном духе и несколько священных стихов в дополнение к сонетам, канцони и мадригалам (в том числе "Зефиро торна" и "Ламенто делла нинфа", знаменитые в опере Монтеверди). настройки). Его упадок как либреттиста, пожалуй, больше всего на свете был связан с постепенным переносом оперной деятельности из Флоренции и Мантуи в Рим.
Ноты сочинений Оттавио Ринуччини на сайте библиотеки IMSLP