Ринуччини, Оттавио
1562 - 1621
Назад
Rinuccini, Ottavio

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Оттавио Ринуччини — итальянский поэт, придворный и первый в истории либреттист оперы. Он происходил из знатной флорентийской семьи, с XIII века занимавшей видное место в культурной и дипломатической жизни города. Его образование соответствовало положению придворного: основы классической науки и глубокое знакомство с искусствами, что позволило ему с юных лет участвовать в придворных празднествах. Уже в 1579 году он написал стихи для придворного представления Maschere d'Amazzoni. Хронист Бастиано де' Росси называл его «искусным знатоком музыки», а Джованни Баттиста Дони утверждал, что Клаудио Монтеверди во многом полагался на Ринуччини при создании оперы Arianna.
С 1586 года Ринуччини состоял в флорентийской Академии degli Alterati (под именем «Il Sonnacchioso» — «сонный»), где особое внимание уделялось драматической теории и музыке. Здесь он сотрудничал с Джованни Барди и другими гуманистами в создании интермедий 1589 года для свадьбы герцога Фердинандо I Медичи. В шести интермедиях, посвящённых чудесной силе античной музыки, Ринуччини написал полностью три текста и большую часть ещё двух. Третья интермедия, изображающая битву Аполлона со змеем, позже легла в основу его первого оперного либретто Dafne (1598). Сам автор признавал, что сочинил его «лишь для того, чтобы испытать силу музыки».
В 1590-е годы Ринуччини сблизился с Якопо КОРСИ, а вместе с Якопо Пери они создали Dafne — первую в истории драму, полностью пропетую в новом стиле речитатива. Премьера состоялась в доме Корси во Флоренции в 1598 году. Новаторство Ринуччини и Пери, выраженное в предисловии к Euridice (1600), вызвало споры и соперничество с Эмилио де’ Кавальери и Джулио Каччини, однако именно Ринуччини принадлежит заслуга в формировании нового жанра — оперного либретто.
Создавая либретто, Ринуччини опирался на традиции поэтов Торквато Тассо, Джованни Баттиста Гварини и Габриэле Кьябреры. Его оригинальность заключалась в создании особого стиха, предназначенного для музыкальной декламации. Он использовал свободное сочетание семи- и одиннадцатисложных строк с непостоянной рифмовкой, что позволяло сочетать плавное повествование и напряжённые драматические эпизоды. В его поэтике присутствуют приёмы звукописи, анафоры и повторов, заимствованные из петраркистской традиции. Сюжеты он черпал из «Метаморфоз» Овидия, подчеркивая власть искусства. Так, в Euridice через пролог и счастливый финал он соединил новое искусство с жанром трагикомедии.
Его либретто Arianna (1608), написанное для Монтеверди, названо «трагедией» скорее из-за патетического сюжета, чем по жанровым признакам: и здесь Овидий остаётся главным источником, а завершает действие традиционный «бог из машины». В том же 1608 году сотрудничество с Монтеверди привело к созданию Ballo delle Ingrate. В то же время опера Dafne была возрождена в новой версии Марко да Гальяно. Последнее либретто Ринуччини, Narciso, композитора так и не нашло. После этого он писал в основном пасторальные пьесы, духовные стихи, а также сонеты, канцоны и мадригалы (например, Zefiro torna и Lamento della ninfa, ставшие знаменитыми в музыке Монтеверди).
Закат его карьеры связан с перемещением оперного центра Италии из Флоренции и Мантуи в Рим, где Ринуччини не получил развития. Тем не менее он остаётся ключевой фигурой в истории музыки как первый профессиональный либреттист, заложивший основы жанра оперы.
Ноты сочинений Оттавио Ринуччини на сайте библиотеки IMSLP